А теперь нашу модель ждет серьезное испытание. Работает ли она в разнообразном расовом, половом и этническом окружении?
И да, и нет.
В любой культуре мужчины и женщины, а также представители разных рас с одинаковой вероятностью могут оказаться в любом из четырех квадратов. Мужчины — не всегда Моторы, а женщины — не обязательно Дружелюбные. То же самое касается представителей разных рас.
Но попутешествуйте по разным странам — и увидите, что не все так просто. Выясняется, что наша решетка слишком тесна. Некоторые группы людей в буквальном смысле в нее не помещаются.
Когда мы писали первый вариант этой книги, мы этого еще не понимали. Впоследствии мы работали во многих странах, наблюдая фиаско команд в самых разных точках Земли. И поняли, что некоторые группы произрастают на такой психологической почве, которую другие даже не в состоянии себе представить.
Например, если мы рисуем нашу решетку в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, то сдвигаем ее влево, чтобы она отражала поразительную склонность к анализу и отвращение к индивидуализму, свойственные жителям этого региона. То, что нам кажется характерными чертами Аналитика, здесь воспринимается как проявление лидерских качеств — которые мы привыкли ассоциировать с Моторами. «Харизма» здесь — нечто гораздо менее яркое и более сдержанное, чем в Америке. Или планирование бизнеса: в Гонконге и Японии бизнес-планы, рассчитанные на 50 лет, — обычное дело. Есть даже планы, рассчитанные на 100 лет. По сравнению с этим стабильность американцев напоминает стабильность колибри. А способность жителей этого региона сотрудничать и совместно работать — предмет зависти всех остальных команд. На поверхностном уровне из-за этого и возникают этнические стереотипы — немцы склонны к порядку и следуют за лидером, японцы обожают командою работу.
Если же мы рисуем свою решетку на юге Европы, ее нужно сдвинуть в противоположном направлении — вправо. В этих эмоциональных и демонстративных культурах обычным Аналитиком сочтут человека, которого американцы считают Мотором! Б эмоционально холодной Скандинавии вся модель сдвигается к северу. В знойной Латинской Америке она соответственно сдвигается к югу.
Мы подчеркиваем, что люди на разных континентах не настолько разные, чтобы они не могли понять друг друга. Но всего одного «сдвига* в любую сторону часто достаточно для взаимных проклятий и отторжения культур.
В глобальной экономике, в эпоху глобальных команд, игнорировать эти недостатки и преимущества разных культур очень опасно.
Воля к созданию команды
Вывод таков: большинство людей попадают в один из четырех квадратов, и с ними вполне возможно общаться, если просто признать, что мы разные, и понять, чего мы хотим друг от друга. И тогда мы сможем работать и даже зарабатывать.
Когда мы начинаем узнавать людей ближе, мы начинаем к ним привязываться. Мы хотим, чтобы команда преуспела, и не только ради самой команды, но ради каждого из ее участников. Командный дух возникает именно здесь — знания в сочетании с готовностью действовать в соответствии с этими знаниями.
В такой воле к созданию команды нет ничего особенного, но без нее успех команды невозможен. Без нее любые тренинги, вознаграждения и признание, встречи, громкие заявления, консультанты, корпоративные вечеринки и прочее ничего не дадут. Ни одна команда не может стать командой против своей воли.
Такая «воля» появляется у команды только в одном случае — когда люди изучают друг друга и заботятся друг о друге. Необходимо и то, и другое. Если нет изучения, знаний, информации, не будет и заботы. Но если люди решили наплевать друг на друга, они не стремятся узнать что-то друг о друге.
Так что развивайте свои команды. Люди не обязательно должны быть похожи. Но вам необходимо узнать друг друга и ценить индивидуальность и способности друг друга. Относитесь к товарищам но команде с уважением и пониманием, и вместе вы сможете добиться командной цели.