Мак-Грегор не был слепым. Конечно, он видел, что большинство рабочих ведут себя не по его теории.
Но почему? Кто всю жизнь воспитывался в рамках теории «X»: в школе, в родительском доме, в армии, в училище, не может за один день изменить свое поведение. Тот, с кем обращались, как с ослом, ведет себя, как осел, и становится упрямым.
Теории Мак-Грегора имели успех. Менеджеры читали книги его последователей: П. Друкера, Р. Ли-керта, К. Арджириса, С. Геллермана и других и пытались воплотить новые концепции. Прежде всего следует упомянуть о «целевом менеджменте». Но разочарование возвращалось. Быстрые результаты были исключением. Были ли эти концепции мыльным пузырем? Может, все это просто выдумали «яйцеголовые»?
Или, как указывалось в одном авторитетном журнале, это успокоительное средство, пригодное для бума? «В условиях спада обращаться с людьми, как с сырыми яйцами,— это роскошь»,— откровенно до цинизма писал этот журнал.
Отсутствие быстрых результатов имело много причин. Мак-Грегор правильно отмечал, что многолетнее неправильное воспитание невозможно быстро забыть. Кроме того, слишком много управляющих оставались верными своим старым рецептам и легко возвращались к проверенному принципу приказа и подчинения. В конечном итоге и люди не были ориентированы на сотрудничество и взаимность. Отмирание старой религии они компенсировали эрзац религией, верой в себя.
Спорность этой новой затеи была ясна с самого начала, но она обещала преимущества в социальной конкуренции, больше денег, быструю карьеру, импонирующие символы положения, новый, ранее недоступный уровень жизни. На вопрос о включении в решение общих задач нередко можно было услышать обезоруживающий ответ: «А что я буду с этого иметь?» Каждый ищет выигрыш для себя. В повседневной окопной войне каждый следует правилу: как можно больше денег за как можно меньший труд.