Первое научное описание функций предприятия было дано в начале XX века классиком менеджмента Анри Фийолем.
Он выделял шесть функций организации, в их числе:
- техническая функция (производство);
- коммерческая функция (закупка, продажа):
- учетная функция:
- финансовая функция;
- обеспечение безопасности (сохранность материальных благ и персонала);
- административная функция (предвидение, организация, руководство, координация, контроль).
Современные исследователи выделяют более широкий список базовых функций организации. Так, в частности В. В. Кондратьев и В. Б. Краснова (авторы книги «Реструктуризация управления компанией») предлагают выделять основные и дополнительные функции компании.
К основным функциям относятся:
- сбыт:
- производство;
- закупка;
- финансирование;
- общее управление, включая операции, связанные с наймом персонала.
Дополнительные функции:
- учет;
- управление персоналом за исключением найма и увольнения (заработная плата, подготовка, взаимоотношения с профсоюзами и т. д.);
- исследования и разработки;
- обеспечение безопасности;
- административная функция в узком смысле (деятельность секретариата).
Данное деление носит самый общий характер и. естественно, не может учитывать специфику каждой фирмы. Так, для исследовательской фирмы функция исследований и разработок переходит из ранга дополнительных в ранг основных. Аналогично, для горнодобывающего предприятия функция обеспечения безопасности становится основной. А у торговой компании функция производства вообще отсутствует. Более того, на состав основных функций будет влиять среда функционирования организации.
Для фирм, работающих в сфере телекоммуникаций. где технологии меняются столь стремительно, функция исследовании и разработок играет если и не определяющую, то не менее важную роль, чем функции маркетинга и производства.
Визитной карточкой функциональной структуры являются централизация, профессионализм, экономичность.
Схема функциональной структуры управления: