В конкурентной борьбе за рабочее место побеждает наиболее информированная кандидатура, умеющая лучшим образом себя подать. Часто мелочи могут с самого начала поставить все усилия под вопрос. Я приведу 15 «голов в собственные ворота», или попросту ошибок, которых Вы можете избежать.
1. Копии заявлений
Ошибки или опечатки, неверно поставленная запятая, незнание грамматики — это может перечеркнуть Вам все планы. Заявление — это Ваша визитная карточка. С помощью заявления Вы представляете себя. Если Вы сделали много копий и впоследствии только надписываете название новой фирмы, ни о каком индивидуальном заявлении речь не идет. Большое количество копий Вам, конечно, облегчит работу, но не удивляйтесь, если получите отказ.
Каждая фирма, предлагая рабочее место, рассчитывает на то, что претендентка интересуется именно этой работой, собирает информацию о фирме и посылает индивидуальное заявление.
2. Неполные и неопрятные приложения
Ваша папка с документами сообщает предприятию первые сведения о Вас. Отсутствующие аттестаты рождают подозрения у сотрудницы, которая будет работать с документами. Может быть, аттестат так плох, поэтому Вы его оставили дома? Может, Ваш бывший начальник не выдал Вам соответствующий документ? Вы его просто потеряли?
В большинстве случаев сотрудники отдела кадров не утруждают себя поисками причин отсутствия какого-либо документа. Вы просто получаете отказ.
Негативно влияют и неопрятные копии документов. Старайтесь, чтобы не было загнутых углов, клякс, пятен на копиях.
3. Биография с пробелами
У Вас есть пробелы в биографии и Вы не можете их объяснить? В биографии, выписанной в форме таблицы, они сразу бросятся в глаза. Вы были безработной? Вы посвятили несколько лет семье? Что Вы делали те несколько лет, что не отражены в автобиографии? Займитесь своей биографией и объясните все пустоты!
4. Плохие фотографии
Вы фотографируетесь в фотоавтомате и Вас не смущает, что фото получилось не очень? Вы посылаете свои фотографии, сделанные в отпуске, так как считаете, что у Вас там загорелый и здоровый цвет лица?
Вы идете в фотоателье с обильным слоем косметики, надев на себя все блестящие украшения? Не удивляйтесь, что Вы сойдете с дистанции, не пройдя и первого круга! У сотрудников отдела кадров аллергия на такие экстравагантности. Лучше всего подходит фотография паспортного размера, сделанная профессиональным фотографом.
5. Неверно подобранная одежда
Вы путаете собеседование с демонстрацией мод и. надеваете самую короткую юбку и туфли на высочайших каблуках? К тому же пользуетесь (и обильно) духами с резким цветочным запахом?
Собеседование, на Ваш взгляд, проходит нормально, только спустя какое-то время Вы получаете отказ. Не из-за Вашей ли одежды, политой невозможными духами?
6. Опоздания
Запыхавшись, но с опозданием в 5 минут, Вы прибегаете на собеседование и ничего страшного в этом не усматриваете? Ваши собеседники смотрят на это с другой точки зрения. Если Вы не в состоянии появиться вовремя, когда это очень важно для Вас лично, то позже, если Вы получите эту работу, Вы будете
ненадежным и непунктуальным сотрудником. Так, по крайней мере, подумают.
7. Алкоголь и никотин на собеседовании
Вам предлагают на собеседовании шампанское и Вы пьете несколько фужеров. Это успокаивает нервы, и Вы чувствуете себя расслабленно. Разговор проходит в дружеской, теплой атмосфере и Вы уверены,
что место Вы получите. Отказ приходит неожиданно. Может быть, предложенное шампанское — это просто тест? А как насчет покурить?
8. Не иметь достаточной информации о предприятии
Сотрудники отдела кадров задают вопрос: «Что Вы знаете о нашем предприятии?», — и разочарованы, если Вы не отвечаете. У Вас же было время основательно подготовиться и собрать информацию? Вас упрекнут в отсутствии интереса к делам фирмы.
9. Не быть готовой ответить на вопросы
«Расскажите свою биографию». Вы не знаете, с чего начать? Вы не помните, где и кем работали? Вы начинаете заикаться? Путаете даты?
10. Не знать обязанностей, которые исполняете
«Расскажите нам о своих обязанностях!» Нехорошо, если Вы затрудняетесь четко ответить на этот вопрос, не знаете, чем именно Вы занимаетесь целый день. Подумайте заранее, какие служебные обязанности для Вас важны и какие требуются для новой работы.
11. Долго говорить и не слушать собеседников
Наверняка присутствующие хотят познакомиться с Вами поближе. Но не начинайте описывать свою жизнь в мельчайших подробностях. Ограничьтесь основными вехами и старайтесь отвечать на вопросы четко и кратко. Лучше слушать, чем говорить.
12. Не смотреть на собеседника
Вы находите, что картина на стене интереснее, чем разговор? Так наверняка подумают, если во время беседы Вы постоянно смотрите на стену, а не на собеседника. Сохраняйте зрительный контакт со всеми собеседниками во время разговора.
13. Неуважительно говорить о начальнике
Не называйте в качестве причины перемены места работы какие-то личные мотивы. Если у Вас очень вспыльчивый и невыдержанный начальник и поэтому Вы хотите поменять место работы, это можно понять. Но новому работодателю знать это необязательно. Лишь одно замечание в этом направлении уже произведет плохое впечатление. Ваш потенциальный работодатель упрекнет Вас в отсутствии лояльности и может предположить, что в будущем Вы таким же нелицеприятным образом отзоветесь и о нем.
14. Не задавать собственных вопросов
В конце каждого собеседования Вам предложат задать собственные вопросы. Если Вы всего лишь пожмете плечами, или Вам от волнения ничего в голову не придет, Вас тут же заподозрят в отсутствии интереса.
Продумайте вопросы, которые Вы можете и хотите задать. Этим Вы продемонстрируете свой интерес к предприятию и к предложенному месту работы. Задавайте вопросы по структуре предприятия, о планах и целях.
Соберите информацию о предприятии!
15. Не знать себе цены
Чтобы не растеряться, когда Вам зададут вопрос о заработной плате, Вы должны заранее навести справки и четко установить для себя возможные границы заработной платы.
Называйте ожидаемую сумму в годовом исчислении и узнайте о дополнительных выплатах на предприятии.