Есть люди без внешнего контроля склонные к расслаблению, но есть и такие, кто и без руководящих указаний выполняет свою работу с излишним педантизмом, не считаясь с затратами. Из-за одной опечатки они заставляют перепечатывать документы. Расчеты они ведут с точностью до четвертого знака после запятой. Они вводят такие статистические формы, реальной потребности в которых нет. Этих педантов нельзя выпускать из поля зрения. Имеются ли необходимые приборы, используются ли они правильно — все это надо знать.
Вместо использования множительного устройства некоторых стенографисток по старинке заставляют десять раз печатать одно и то же письмо. Или, наоборот, посылается фотокопия, когда из представительских соображений или из уважения к клиенту этого делать нельзя. Из удобства цифровые ряды обсчитываются мини-калькулятором вместо того, чтобы использовать специальную машину, находящуюся этажом ниже. Нужны ли в этом случае машины, как они обслуживаются? Получает ли сотрудник необходимую помощь? Имеется ли доступ к информации? Аккуратны ли его «предшественники» по технологической цепочке? Получают ли другие сотрудники от него информацию в необходимом объеме?
Все эти вопросы — это опорные пункты контроля, который можно проводить, даже не зная тонкостей самого процесса. Так как в наше время мы уже не можем исходить из правила, что шеф изучил все курируемые им работы и обладает всеми специальными знаниями и навыками, то все чаще возникает вопрос: как контролировать работу, в которой не все понимаешь?
Как контролировать программиста, налогового инспектора, врача, агента по рекламе, не зная эти* профессий в полном объеме? Отстраниться от контроля? Является ли оправданием для управляющего при бухгалтерских просчетах отсутствие профессиональных знаний? Конечно, нет. В крайнем случае можно призвать на помощь эксперта. Но опытные люди найдут выход.
Они попросят своего сотрудника рассказать обо всех «почему», «как» и «почему не так» и специфических трудностях своей деятельности так, чтобы это было понятно. Без блефа и профессионального жаргона. Опыт подсказывает: тот, кто знает свое дело, может объяснить, как он его делает. Но даже и для тех видов деятельности, которых шеф не знает, существуют критерии, и их соблюдение может проверить каждый: точность и надежность, аккуратность, способность сотрудничать с другими, способность организовать свое рабочее место, интерес к дальнейшему обучению, вежливость и обходительность в обслуживании клиентов, корректное поведение. Контрольная матрица (табл. 2) поможет разобраться в этом комплексе вопросов.