Анализ заседаний показывает, что их эффективность чаще всего не превышает 10 % в силу того, что нет умения и практики общения. Слушатели могут отключаться, реагировать апатично. Участник совещания может вести себя агрессивно, начать искать контраргументы и создавать конфликтную ситуацию. Оба полюса могут быть чрезвычайно близкими. Конечно, это индивидуально, но в целом этот разрыв очень невелик.
Повышение эффективности тех же совещаний до 70 % — вполне осуществимая цель. Необходимо обучение по возможности с помощью диктофона и видеотехники.
Не только различия в происхождении и образованности людей, но и эмоциональные проблемы складываются в барьеры на пути общения. Без их решения любые методики бессильны.
Понятийный аппарат строится на основе логики. Модели и системы структурируются иерархически. Взаимоотношения людей складываются не на логической основе, а диалектически динамично. При логических структурах, в том числе и взаимоотношений, всегда есть некая доминанта, или доминирующее понятие, есть и подчиненные понятия. Подчиненное положение вызывает разочарование и сопротивление. Если же полностью снять отношения соподчиненности, то могут возникать столкновения, перерастающие в непримиримую борьбу за власть. Тяжесть и последствия этой борьбы лягут на все предприятие — это будет потеря времени на бесплодные дискуссии.
Диалектика — выход из патовых ситуаций
Из конфликтных и патовых ситуаций можно выйти только с помощью диалектических методов. Меняясь ролевыми функциями или просто меняясь местами, сотрудники должны видеть и понимать стоящие проблемы с различных позиций. Этот подход невозможен без понимания и другого обстоятельства. Уже нет борьбы. Есть стремление найти решение, полезное и приносящее успех всем, общее согласие по поводу цели.
Наше традиционное воспитание до сих пор противостоит взаимной информации и общению между людьми. Постоянное требование «прекратить разговоры!» приводит к односторонней коммуникационной схеме.
Только на экзамене преподаватель может проконтролировать, как его поняли. До этого обратных связей практически нет. Школьный опыт показывает, что самостоятельные занятия повышают внимание школьников, ускоряют освоение программы и формируют преподавателя. И на предприятии надо искать новые пути.