Деловые идеи на вооружение — система Френчайз

Прочитав предыдущую главу о рыночной стратегии, многие женщины зададутся вопросом, как превратить сегодня еще шаткую идею о предприятии в основательную концепцию, соответствующую реалиям рынка. Вы исходите из той мысли, что то, что удалось другим, удастся также и мне. И вот Вы приходите к выводу стать независимой, прибегнув к системе Френчайзинга.

Идея Френчайзинга возникла в 50-е годы в США, когда Рэй Крок получил лицензию на открытие ресторана и построил сеть ресторанов Мак Дональд. Сеть Френчайз объединяет преимущества большого и маленького предприятия. Она может предложить широко стандартизированные услуги и продукты одинакового качества, проводить рекламные кампании за пределами региона и посредством оптовых закупок добиваться более выгодных условий у поставщиков. Она распознает изменения в поведении рынка уже на начальной стадии и может гибко на них реагировать. Региональные различия могут быть устранены путем реализации товаров широкого ассортимента. Тем не менее, лишь немногие предприятия, действующие в системе Френчайз, могут достичь подобных размеров. До сих пор идеи Френчайза смогли заинтересовать малое число решившихся на подражание (от 3 до 25 человек).

В ежедневной прессе и экономических журналах есть много рекламных объявлений, предлагающих испытанную предпринимательскую идею и обещающих ее непременный успех. Диапазон предложений широк: от продажи лакированных и резиновых изделий, эксплуатации площадки для обучения правилам дорожного движения 8—16-летних, проката вечернего гардероба до чистки компьютеров. Сумма денежных средств под инвестиции колеблется от 7 до 100 тысяч марок. Особо подчеркивается ожидаемый средний оборот. При желании можно достичь самостоятельности в дополнение к своей основной профессии.

Если Вы заинтересованы в том, чтобы начать свое дело по системе Френчайз, Вам придется точно проверить, с кем Вы будете работать. Френчайз или Френчайзинг — это особая форма совместной работы между двумя юридически самостоятельными предприятиями.

Предлагающий систему Френчайз продает пакет услуг. Пакет содержит концепцию организации, обеспечения и сбыта. В специальном журнале собирается вся важная информация по отрасли, образцы договоров, правила и устав предприятия с правом последующего дополнения. В качестве поддержки новички получают анализ местности, с тем, чтобы выбрать наиболее выгодное месторасположение для своего предприятия. Предлагающий систему Френчайз гарантирует в области, где будет открыто предприятие, достаточное число клиентов. На специальных курсах принимающие Френчайз проходят подготовку от 6 недель до 3 месяцев. Ускорение создания круга клиентов обеспечивается стандартизированными рекламными объявлениями и проведением маркетинговых акций от имени системы Френчайз. Сразу после своего открытия предприятие попадает под опеку предлагающего систему Френчайз, который может дать компетентную консультацию по всем вопросам ведения деятельности и наблюдает за выполнением договора.

Принимающий систему Френчайз создает предприятие от своего имени и за свой счет. Он использует пакет предлагаемых услуг за плату, которая состоит, как правило, из первичного взноса текущих налогов, размер которых не урегулирован едиными правилами. Первичным взносом оплачиваются все виды услуг системы Френчайз, получаемые перед открытием предприятия. Если в качестве оплаты требуется сумма выше, чем 20 тысяч марок, следует провести точную проверку адекватности предложений стоимости. Размер текущих отчислений за сопроводительные мероприятия составляет, как правило, от 3 до 10 % чистого оборота того, кто принимает систему Френчайз. Отношения в системе Френчайз юридически устанавливаются как длительные, урегулированные договором взаимообязующие отношения, которые могут быть прекращены, если одна из сторон в надлежащем порядке заявит о своем отказе от совместной деятельности до того, как договор будет заключен.

Примите во внимание следующее:

  • Выясните, подходите ли Вы для системы Френчайз. На вывеске Вашего магазина будет стоять не Ваше имя, а имя системы Френчайз. Сможете ли Вы с этим смириться? Осуществлению Ваших собственных идей будут установлены границы. Легко ли Вам признавать профессиональную компетентность других людей и принимать их советы и указания? Сможете ли Вы подчиняться поступающим извне указаниям, как вести дела? Готовы ли Вы к тому, чтобы постоянно держать центр в курсе того, что происходит на Вашем предприятии?
  • Оцените шансы подобной идеи партнерства. Еще раз основательно проштудируйте советы, предлагаемые в главе 3, как если бы Вы строили свое собственное предприятие. Существует ли надежный рынок для предлагаемых Вами товаров и услуг? Например, с помощью небольших объявлений Вы можете отыскать потенциальные возможности Вашей местности, прежде чем истечет срок договора. Приемлема ли: данная концепция? Исследуйте, на чем основывается успех предлагающего систему Френчайз. Посетите тех, кто рискнул принять условия работы по этой системе, и подробно расспросите их об успехе предприятия и об их отношениях с центром.
  • Внимательно изучите тех, кто предлагает систему Френчайз, да и саму структуру системы. Как долго существует предприятие, сколько приняли систему Френчайз, а сколько отказались? Разъясните для себя значение всех цифр (закупочных цен, рекомендуемых продажных цен, планов по инвестициям и расходам, цифр ожидаемой прибыли) и перепроверьте их путем альтернативных предложений и предварительной сметы расходов или при помощи экспертов: какие виды услуг предлагаются Вам на начальном этапе и во время эксплуатации предприятия? Потребуйте, чтобы Вас ознакомили с журналом предприятия и всеми документами, касающимися обучения на курсах. Можете ли Вы найти общий язык с теми, кто отвечает за делопроизводство и непосредственный контакт с Вашим предприятием.

Обратитесь в юридическую консультацию для оценки договора.

  • Внимание! На рынке Френчайз тоже попадаются темные личности. Не доверяйте, если предложение о сотрудничестве опубликовано в объявлении под кодовым номером, если основное направление деятельности описано расплывчато, неясно и обещается высокая прибыль при минимальном риске. Будьте осторожны, если от решившего принять систему Френчайз не ожидают ни особых знаний и подготовки, ни капиталовложений. Вряд ли речь идет о равноправном деловом партнерстве, если все важные факты и всю важную информацию Вы можете получить только после заключения договора.

Наведите справки в торгово-промышленной палате в том регионе, где находится предлагающий Френчайз, известно ли это предприятие. Об этом Вы можете также узнать в Немецком союзе Френчайз, если речь идет о серьезной системе.