Не секрет, что многие управляющие испытывают ужас от необходимости обсуждать что-либо с подчиненными. То же самое можно сказать и о подчиненных, избегающих этих обсуждений и считающих их ненужными.
Такие саркастические обозначения обсуждений, как «заутреня», «массаж души», «облучение», «раздача приказов» и т. п., указывают на слабости этого важного направления управленческой деятельности. Без восприятия этой критики совещания с подчиненными могут и в самом деле оказаться излишними, а так нередко считают и начальники, особенно те, которые не умеют их вести и в ответ получают то, что сеют,— незаинтересованность.
Многие обсуждения проблем с подчиненными не заслуживают своего названия. Это чаще всего от случая к случаю созываемые совещания, необходимость которых диктуется конкретным поводом. Они обычно открываются словами: «Слушать сюда...» Что же собой представляет настоящее обсуждение?
Под «беседой с сотрудником» в специальной литературе понимается разговор начальника с подчиненным один на один, под «обсуждением» — диалог управляющего с несколькими сотрудниками. От этих форм общения следует отличать оперативное совещание, на котором управляющий дает указания, сообщает сотрудникам о принятых решениях или получает от них информацию, необходимую для решения конкретного вопроса. В ходе этого совещания управляющим могут быть высказаны критические замечания или благодарности.
Разница между обсуждением и оперативными совещаниями относится к теоретическим построениям, воспринимаемым как искусственные и бюрократические. Строго следуя этому разделению, однажды надо прервать служащее поиску решения обсуждение и объявить: «Дамы и господа, наше обсуждение окончено, я открываю оперативное совещание и довожу до вас следующие решения».
Все критические замечания по поводу этого различия пробуксовывают именно на этом месте. Каждый сотрудник будет реагировать правильно, если в ходе обсуждения будут даны поручения, сообщена официальная информация и т. п. Таким образом, обсуждение проблем можно в общем виде определить как институт, который в рамках достижения целей предприятия служит внутрипроизводственному общению при решении тех или иных управленческих задач.
Тем самым проясняется и круг участников обсуждения. Это сотрудники, непосредственно подчиненные управляющему. Как правило, к ним примыкает «штаб» управляющих. Кроме того, по отдельным вопросам может привлекаться эксперт не из данного коллектива независимо от того, работает ли он на предприятии или вне его.
«Железное» правило гласит: управляющий должен резервировать час в неделю для общения с каждым из своих сотрудников. Время для обсуждения проблем может также учитываться. Например, двухчасовое обсуждение с шестью сотрудниками условно означает, что каждому из них уделено 20 минут. Общая структура общения может быть подвижна. Но постепенное снижение времени общения с подчиненными до одного часа в неделю должно заставить управляющего задуматься.