Рассмотрим опасности, которые грозят вашему бизнесу. Внешние опасности — угрозы извне. Сюда входят действия конкурентов, властей и клиентов. Если, предположим, ваш бизнес связан с американскими туристами, посещающими Австралию, но они вдруг перестали приезжать, что вы станете делать? Сможете ли вы переключиться на японцев или китайцев? Еще один конкретный пример. Уол и Беверли Грос посетили Сингапур. Им понравились изделия из крокодиловой кожи, которые продавались на одной из крокодиловых ферм. Они открыли свою фирму по импорту этих товаров и доставке их мелким лавочкам по всей Австралии. Затем правительство запретило ввоз любой продукции из крокодиловой кожи. Казалось, фирма на грани краха, однако им удалось предотвратить эту угрозу, заключив сделку с поставщиком из Бразилии, производящим товары из страусиной и телячьей кожи, которая после соответствующей обработки выглядит как крокодиловая.
Внутренние опасности — отрицательные факторы внутри предприятия, которые могут неблагоприятно на него повлиять. К ним относятся неспособность удовлетворить спрос на товары или услуги и трудности в расширении производства, связанные с отсутствием квалифицированных специалистов. Существует опасность того, что при расширении производства вам откажут в лицензии на домашний бизнес. Власти и соседи могут терпеть малое предприятие, работающее неполный день, но если ваш бизнес разрастается и становится постоянным, часто возникают трудности. Для таких случаев необходимо иметь запасной план. Если вам придется перемещать предприятие из дома, вы должны заранее подумать о том, куда вы переберетесь.
Другие возможные опасности:
- Изменение моды и вкусов.
- Появление новых конкурентов и активизация старых.
- Отрицательное отношение членов вашей-семьи.
- Снижение цен конкурентами.
- Экономические спады.
- Смена правительства.
- Изменение налогового законодательства.
- Пожар или кража в вашем доме.
- Потеря важных для бизнеса людей.
- Болезни.
Хочу обратить ваше внимание на то, что есть и скрытые опасности, которые таит ваш бизнес. Поэтому постарайтесь составить запасные планы действий для возможных экстремальных ситуаций.
План по сбыту. Вы уже решили, что будете продавать. Теперь вы должны решить, как это будете делать. Прежде всего определите, кто ваши потенциальные покупатели. Будете ли вы ориентироваться на определенную географическую область? Будете ли вы делить свой рынок сбыта? То есть будете ли продавать товары и услуги различным потребителям на вашем рынке? К примеру, если ваше предприятие ремонтирует компьютеры, вы могли бы разделить все компьютеры, имеющиеся на рынке, на домашние и офисные. Для обслуживания офисов вы могли бы предложить заключение договора на месяц, а не оплату за каждый отдельный вызов. Обслуживание домашних компьютеров можно основывать лишь на непосредственной оплате каждой услуги. Старайтесь завоевать большой рынок сбыта, поскольку узкий рынок ставит вас перед опасностью лишиться клиентов из-за действий конкурентов.
Далее, учтите демографию рынка, то есть:
- Кто ваши клиенты?
- Много ли их?
- Где они живут?
- К какой возрастной группе, полу относятся?
- Какой имеют доход?
- Каково семейное положение?
- Каков стиль их жизни?
Попытайтесь выяснить, что необходимо этим людям в ваших товарах и услугах, как часто они намерены ими пользоваться и придут ли они к вам еще. Есть ли способы поощрить их к этому? Дайте им веские основания прийти еще раз.
Вэл — работающая на дому портниха, специализирующаяся на пошиве подвенечных платьев. Когда любая из ее «невест» выходит замуж, Вэл обязательно приходит к ней домой, чтобы помочь одеться и сделать необходимую подгонку. Она утверждает, что это выгодно не только потому, что невеста ценит подобную заботу, но и потому, что подруги невесты тоже видят это и, когда выходят замуж, пользуются услугами Вэл.
Конкуренция. Она может быть прямой и косвенной. Допустим, вы занимаетесь организацией кукольных спектаклей. У вас две программы: детские спектакли на основе сказок и шоу для взрослых, привлекающие остроумными диалогами. Возможно, в округе нет других кукольных спектаклей, но это не означает полного отсутствия конкуренции, поскольку вы занимаетесь не кукольным бизнесом, а развлекательным. В сфере развлечений для детей вашим конкурентом может быть любой человек, развлекающий детей: клоун, фокусник, продавец воздушных шаров. Даже телевидение и видео — тоже ваши конкуренты. Что касается взрослых, вашими конкурентами будут актеры-комики, певцы, танцоры и другие «развлекатели совершеннолетних».
Старайтесь знать обо всем, что предлагают ваши конкуренты и критически оценивать их деятельность. Есть ли у них слабые стороны, которые можно атаковать? Что положительного в их работе? Перенимайте их опыт. Насколько различаются ваши цены? А качество? Внешний вид? Или надежность? Оправданны ли цены?
Вот вам мой совет: не стоит всегда относиться к своему конкуренту как к врагу. Иногда можно взаимовыгодно сотрудничать. Дело может оказаться слишком непростым для того, чтобы делать его в одиночку. У вас могут быть и временные трудности, связанные, к примеру, с отсутствием сырья. Могут быть и такие сферы предпринимательской деятельности, которых вы предпочитаете не касаться.