Личностные проблемы труднее всего определить и сложнее разрешить. Иногда сложная личность подчиненного оказывает влияние на качество работы, но не всегда. Но даже если характер человека не влияет на выполнение его обязанностей, все равно личностные проблемы могут негативно сказываться на работе коллег, создавая дискомфортную, стрессовую ситуацию. Чаще всего мы сталкиваемся со следующими сложностями, связанными с личностью подчиненного: со злоупотреблением алкоголем и наркотиками, семейными конфликтами, несобранностью, хронической усталостью или привычкой опаздывать на работу, с апатичностью и безразличием, с чрезмерным легкомыслием и ленью.
Некоторые проблемы не связаны с личностью подчиненного. Например, подчиненный мог не получить необходимого обучения или образования для выполнения своей работы. Другой может получить участок работы, с которым не справляется из-за своих ограниченных возможностей.
Подчиненные часто не соглашаются с вашими представлениями о норме поведения на работе — например, босс может хмуриться от того, что подчиненные разговаривают о посторонних вещах, а они считают, что это никак не отражается на качестве работы.
Чтобы определить, связана ли проблема с личностью подчиненного или с выполняемой работой, вам нужно задать себе вопрос: действительно ли подчиненные не могут работать лучше, или они не хотят этого делать? Чтобы ответить на него, поговорите с подчиненными, обсудите существующую проблему и решите, что мешает им работать лучше.
Если подчиненный совершает ошибки из-за отсутствия информации или необходимого навыка по причине плохого обучения, обязанность руководителя — изменить такое положение вещей. Но, ошибки из-за небрежности, неаккуратности или даже намеренно плохое выполнение работы — это уже не вина руководителя, и он должен просто выяснить причины и обсудить проблемы совместно с подчиненными, а затем принять решение.
Давайте рассмотрим типы личности. Ваши подчиненные могут быть очень точны и организованны, но медлительны; они чересчур детально и тщательно выполняют все процедуры. Другие — интуитивны, оригинальны, чувствуют новые направления и полны идей. Третьи импульсивны — начинают выполнять задание и не заканчивают его; несосредоточены — не обращают внимания на детали. Вам как руководителю важно правильно поручить задание, учитывая индивидуальность сотрудника.