Я хотела бы сначала показать Вам общую схему, по которой строится беседа-знакомство, а затем остановиться на наиболее частых вопросах.
Вы идете на беседу. Прочтите еще раз советы из гл. 8. И вот Вы в приемной. Обычно Вас встречает секретарь человека, с которым Вы будете беседовать, и ведет Вас в кабинет. Там Вы знакомитесь с остальными участниками разговора.
Сколько человек будут участвовать в разговоре — это зависит от разных причин. В некоторых фирмах претендентка беседует с глазу на глаз со своей потенциальной начальницей. На других предприятиях в беседе участвуют еще представители отдела кадров или некоторых отделов. Все чаще фирмы прибегают к групповым дискуссиям.
Неважно, как будет проведено собеседование, в любом случае схема будет такой:
- начало разговора;
- интервью и личное представление;
- информационная фаза предприятия.
На примере Гертруд Кунерт давайте посмотрим, как не должно проходить собеседование, и что Вы можете улучшить.
Г. Кунерт после 15 лет перерыва (семейной фазы) решила пойти работать-. Она имеет специальность швеи и ее пригласили на собеседование. Она претендует на место продавщицы в магазине белья. Это ее первое собеседование после многих лет. Этот магазин — традиционное семейное предприятие с устоявшимся кругом постоянных покупателей.
Госпожа Кунерт очень нервничает, она взволнована. Она говорит так тихо, что «шефиня» вынуждена переспрашивать и уже несколько раз просила ее говорить громче. От волнения она чуть не открутила пуговицу на жакете. Сидела она на самом краешке стула, как будто собиралась при первой же возможности вскочить. В глаза «шефине» она не взглянула ни разу. На вопрос о своей биографии она сказала, что у нее 15-летний сын. Ее муж часто бывает в командировках, и она хотела тоже чем-то заняться. На вопросы она отвечала очень кратко и «шефиня» была вынуждена «вытягивать информацию». На вопрос, почему она думает, что рабочее место продавщицы в магазине белья для нее очень подходит, она ответила, что по специальности портниха, а сейчас ей хочется поработать продавщицей. Ей кажется, что место швеи она сейчас не найдет. Она с удовольствием шьет, весь свой гардероб она сшила своими руками, но контакт с людьми для нее сейчас важнее. Такого контакта она не сможет иметь, работая швеей.
Впечатление, которое госпожа Кунерт произвела на «шефиню», дало ей основание спросить, не думает ли госпожа Кунерт, что ей легко будет общаться с покупательницами? Она ответила на этот вопрос утвердительно, и сказала, что считает себя очень контактной и общительной. Для нее важно получить рабочее место, где она могла бы давать советы покупательницам. Затем «шефиня» объяснила госпоже Кунерт, как работает семейное предприятие. На вопрос о величине заработной платы госпожа Кунерт ответить не могла. Она не знала, сколько может зарабатывать продавец. После этого вопроса госпожа Кунерт пришла в замешательство. На вопрос «шефини» в конце разговора, все ли вопросы, на ее взгляд, обсуждены во время собеседования, или она хочет о чем-то спросить, она ответила, что все, ее интересовавшее, уже обсуждено.
После собеседования госпоже Кунерт казалось, что она произвела самое невыгодное впечатление. Она считала, что многое можно было изменить в собеседовании. Вообще, она считала, что такое собеседование требует очень большого напряжения и она рада, что все позади.
Госпожа Кунерт, как она верно заметила, была очень неспокойна и нервна. Она ёрзала на стуле и взгляд ее был опущен. Она не лучшим образом рассказала свою биографию, и создалось впечатление, вроде она должна оправдываться, что так долго жила только домом и семьей. Свою работу портнихи она представила негативно и не смогла объяснить, почему именно теперь она хочет работать продавщицей.
Одним из ее высказываний было: «в качестве портнихи я вряд ли найду место, поэтому я хочу попробовать поработать продавщицей». Это высказывание имеет массу минусов.
Госпожа Кунерт производила впечатление очень замкнутой и боязливой. Она не верила в свои способности и считала, что слишком стара для этой должности. Она считала, что у нее нет шансов получить работу.
Почему это собеседование имело отрицательный результат? Это можно объяснить только тем, что она не смогла себя «подать», а вовсе не тем, что она неподходящая кандидатура для этой работы.
Чтобы Вы лучше подготовились к собеседованию, я хочу описать все три фазы собеседования подробнее.
1. Начало разговора
Вам представят всех присутствующих и Вы громко и четко назовете свое имя. Будьте внимательны, не предложат ли пожать руку, и постарайтесь запомнить имена присутствующих. Это очень важно, в беседе упомянуть имя. Будьте уверенной в себе. Улыбайтесь!
После того, как Вы сядете, Вас поприветствуют официально и поблагодарят за участие в конкурсе претендентов. Обычно предлагают напитки. Если в помещении тепло и Вы боитесь вспотеть от волнения, то выпейте лучше минеральную воду, чем кофе. Если Вам предложат алкогольные напитки или закурить, откажитесь, поблагодарив. Алкоголь во время беседы — абсолютное табу, и даже заядлые курильщицы должны преодолеть себя и отказаться от предложенной сигареты.
Ваши собеседники обращают внимание не только на то, что Вы говорите, но и на то, как Вы сидите, жестикулируете и смотрите!
Сядьте удобнее. Почувствуйте опору за спиной, попытайтесь расслабиться. Вы можете закинуть ногу на ногу, но только единожды! Руки должны свободно лежать на коленях. Следите за тем, чтобы Ваша поза не была слишком свободной. Потренируйтесь дома. Я до сих пор вспоминаю ситуацию, которую наблюдала на одном из последних семинаров. У нас проводилась ролевая игра-собеседование. Кандидатка сидела на самом краешке стула, держа на коленях свою сумочку и все время разговора щелкала ее замком. Это щелкание очень нервировало нас, интервьюеров, и никто не мог толком сосредоточиться на беседе.
Вывод: не играйте с предметами (особенно любимы шариковые ручки, браслеты, кольца) во время собеседования!
Очень важен зрительный контакт. Если Вы во время разговора рассматриваете картины на стене или листья на дереве за окном, Ваши собеседники получают сигнал о том, что Вы просто неуверенно себя чувствуете и совершенно не заинтересованы в разговоре. Если собеседников несколько, Ваш взгляд не должен фиксироваться на ком-то одном, он должен блуждать. Вообще, избегать зрительного контакта — всегда и везде невежливо!
2. Интервью и личное представление
Обычно Ваша собеседница начинает разговор (а Вы в это время приветливо смотрите ей в глаза, или нет?) и сама задает вопросы. Отвечайте кратко и по существу. Не распыляйтесь. Скорее всего, вопросы будут касаться Вашей биографии и устройства на работу. Вы ведь к этому готовы!
Помните, что первое впечатление определяет весь ход собеседования. Исследования показывают, что именно первые минуты общения людей являются решающими — то ли возникает симпатия, то ли неприятие. Это «суждение» может быть верным или оказаться предубеждением. Если первое впечатление позитивно, то вся беседа пройдет в свободной дружеской атмосфере.
3. Информационная фаза предприятия
После того, как все вопросы будут заданы и ответы на них получены, Вас проинформируют о рабочем месте и о предприятии в целом.
Сконцентрируйтесь на прослушивании и подтверждайте получение информации кивком головы. Не прекращайте зрительного контакта, этим Вы сигнализируете о заинтересованности в высказывании собеседника.
Задайте вопросы, которые Вы приготовили дома. Сделайте беседу, благодаря Вашим дополнениям, такой интересной, чтобы она выгодно отличалась от всех других. Ваша цель: дать понять собеседнику, что
Вы своей заинтересованностью и знанием можете быть полезный предприятию.
Согласно трем названным фазам и протекают собеседования. Ваши будущие работодатели хотят выяснить, подходите ли Вы как личность, как специалист на это рабочее место.
Конечно, собеседование требует большого нервного напряжения, особенно, если у Вас нет опыта. Но смею Вас уверить, чем чаще Вас будут приглашать на собеседования, тем опытнее Вы будете. Вы уже знаете, что Вас ждет, и можете раскованно и уверенно вести беседы. Если Вы не хотите приобретать этот «навык» на настоящих собеседованиях, то можете тренироваться на соответствующих семинарах или курсах.
На моих семинарах такие собеседования проходят в форме ролевой игры и снимаются видеокамерой. Участницы могут видеть и контролировать свое поведение и свою реакцию. Они чувствуют себя значительно уверенней после курсов, когда идут на настоящее собеседование.
Результаты опроса сотрудников отдела кадров могут дать Вам представление о позитивных и негативных аспектах собеседований.
Позитивные:
- Она производит впечатление целеустремленной и честолюбивой.
- Она производит впечатление активного человека, имеющего разносторонние интересы.
- Она умеет слушать.
- Она поддерживает зрительный контакт с собеседником.
- Она знает, чего хочет, не будучи надменной.
- Она уверена в себе!
- В объяснениях ока проявляет сметливость.
- Задавая вопросы, она проявляет хорошую социальную позицию.
- Она производит приятное впечатление и располагает к себе.
- Она выдержанна и приветлива.
- Она обладает творческим потенциалом.
- Она интересный собеседник, умеющий убеждать.
- Она подготовлена к разговору.
- Она задала много вопросов.
Негативные:
- Она отвечает на вопросы слишком тихо и односложно.
- Она говорит медленно и очень тихо.
- Ей не хватает уверенности в себе, казалось, картина на стене для нее интереснее, чем разговор.
- У нее нечеткая дикция.
- Она производит впечатление скованного, испуганного человека.
- Она не обладает силой убеждения.
- У нее отсутствует фантазия.
- Она производит впечатление засыпающего человека.
- У нее очень тонкий голос.
- Она слишком вялая.
- Она была очень неподходяще одета.
- У нее тяга к всезнайству.
- Она приводит утверждения, которые не может доказать.
- Очень часто поправляет сама себя.
- У нее негативная установка к ценностям жизни.
- Она вообще не подготовлена»
Собеседования обычно оцениваются. Эти оценочные суждения были действительно приведены. Прочтите эти критерии в спокойной обстановке и подумайте, какие из них Вы могли бы отнести к себе и как Вы могли бы избежать негативной оценки.