Эти слова можно услышать довольно часто. И в самом деле, есть люди, несущие всю полноту ответственности. У них нет никого, кто бы мог разделить их работу. Иногда это происходит из-за неверно понимаемой бережливости. И тогда вспомогательную работу, которую мог бы выполнить «более дешевый» сотрудник, продолжает делать основной высокооплачиваемый исполнитель. Может дойти и до того, что он сам будет печатать деловые письма.
Однако жалобу на отсутствие кадров можно услышать и тогда, когда персонал налицо. «И что же мне с ними делать?» — вздыхает какой-нибудь руководитель отдела. Ответ: «Работать!»
Даже слабо подготовленным сотрудникам можно постепенно поручать сначала мелкие, а потом все более крупные задачи. Конечно, требуются соответствующий инструктаж и внимание к их первым шагам. Давно замечено: если в прогрессе человека есть заинтересованность, его уменье растет. Тот же, кто в сотрудниках видит лишь «ослов», превращает их в «ослов». Он сам воспитывает их упрямство и тупость.
Где задачи расписаны и спланированы на перспективу, надо использовать шанс приобретения сотрудниками новых профессиональных знаний, что впоследствии облегчит процесс делегирования. Если есть соответствующее стремление со стороны управляющих, то для роста сотрудников открывается зеленая улица. Часто же ссылка на нехватку квалифицированных кадров — прямое оскорбление сотрудников. На многих семинарах можно услышать: «Да нас просто не допускают до интересных задач!» Так вести себя с подчиненными — значит сводить их потенции до нуля.
Типичный случай — «сникшая» секретарша. Она поступила на работу, имея отличную подготовку, подтвержденную дипломом. И ее превратили в придаток к пишущей машинке с кофеваркой. И противоположный пример: секретарь работала всего четыре месяца и каждое утро выдавала собственные рекомендации в связи с движением валютных курсов. Сейчас она возглавляет финансовый отдел.