Помните, что чудовища и призраки действуют в темноте. Работа, которую мы делаем, призвана отыскать выключатель и включить яркий свет. Так что имейте мужество охарактеризовать все свои определяющие моменты. Отказаться от этого — то же самое, что спрятать голову в песок, это — самообман, а также обман всех, кого вы любите.
Если вы честно и добросовестно проделали все эти упражнения, значит, вы выявили ряд ключевых моментов, на которых нужно сосредоточиться. Вы определили моменты, которые были чрезвычайно важны для жизненного опыта и развития вашей личности. Это строительные блоки, на которых базируется ваша жизненная позиция. Сейчас самое время соединить эти определяющие моменты и увидеть то, что легло в основу вашей личности.
Если вы будете пытаться обозреть и оценить всю свою жизнь, задача может показаться невыполнимой: столько времени нужно проанализировать, так много ситуаций вспомнить. Я не прошу вас заниматься этой непосильной работой, я хочу, чтобы вы оценили свою жизнь и то воздействие, которое она оказала на формирование вашей личности, только за счет анализа ключевых, определяющих моментов, которые вы описали. Ниже приводятся ключевые этапы, представляющие собой структурированный подход к анализу личной истории.
1. Составьте перечень определяющих моментов; опишите каждый из них в одном абзаце.
Вот как это нужно сделать. Прочитайте все, что вы написали об одном таком моменте. Озаглавьте его или изложите коротко, в одном предложении или фразе, например, мой момент мог бы быть назван: «Когда миссис Джонсон набросилась на меня».
Далее, под каждым таким заголовком коротко, в одном абзаце, опишите то, что случилось. Как образец вы можете использовать мое описание случая с миссис Джонсон, хотя оно гораздо длиннее, чем требуется. Задача состоит в том, чтобы свести все событие в один параграф. Коротко резюмируйте суть.
В результате у вас может получиться ровно десять таких абзацев (по одному на каждый определяющий момент); у вас может оказаться их больше или меньше. Важно, чтобы вы «ухватили» самую суть этих событий и указали действующих лиц.
2. По каждому такому моменту определите ваше состояние «до» и «после» события.
Какой аспект вашего преставления о себе был затронут этим определяющим моментом? Возможно, это была ваша уверенность в себе. Возможно, определяющий момент оказал влияние на ваши надежды, амбиции, радость или любовь. Укажите это письменно.
Теперь по каждому такому параметру определите и запишите, каково было ваше состояние:
- Непосредственно до определяющего момента.
- Сразу же после определяющего момента.
Иначе говоря, если момент повлиял на вашу уверенность в себе, то какой она была до и какой после события? Рассматривайте эти состояния до и после как своеобразный «стоп-кадр».
Снова возьмем в качестве примера мою историю с миссис Джонсон. До того инцидента у меня не было точного представления о необходимости или способности к самозащите. Защищать меня, как я тогда полагал, — обязанность других людей, в частности, взрослых. Можно сказать, что я был типичным беззаботным пятиклассником. Моим кредо было: «Живи, как живется и получай удовольствие». Что касается необходимости защищать себя, равно как и моей способности делать это, я был в полном неведении. Я считал, что такими понятиями, как честность и безопасность, должны заниматься взрослые —учителя и родители.
И наоборот, после моего определяющего момента я понял, что беззаботная жизнь закончилась. У меня появились и обязанность, и способность к самозащите. Нельзя было ожидать, что другие будут делать это вместо меня, и, что самое главное, я понял, что отстаивание своих интересов и собственной правоты не всегда будут популярны среди тех, кто «заказывает музыку» и не учитывает ни меня, ни мои интересы. Когда меня выгнали, и я шел в сопровождении вахтера по школьному коридору до двери, вместо того, чтобы испытывать стыд, я думал, что поступил верно. Я встал и защитил себя и своих друзей от ребят, которые поступали неправильно. Меня только что выгнали из школы, но мне не стыдно. Я бы снова так поступил.
Я также заметил вот что: ни один подросток, пока меня вели по коридору, не смотрел на меня осуждающе. Они знали, и я чувствовал это: один из них — один из нас — проявил твердость.
3. Охарактеризуйте и запишите долгосрочный «остаточный эффект» от этого определяющего момента.
Каким образом данное событие повлияло на вас в долгосрочной перспективе? Вам нужно указать те качества или недостаток качеств, которые выработались или исчезли как прямое следствие определяющего момента. Ваши записи могут начинаться так: «В результате этого случая, мне кажется, я прожил свою жизнь, стараясь быть человеком X, или с таким подходом к жизни, который определяется личностью, характеризующей человека Y».
Например, мой собственный ответ мог бы начинаться таким образом: «В результате события, произошедшего со мной в пятом классе, я стал немного циничным и с тех пор полагаюсь только на себя. У меня нет слепой веры в авторитеты, я твердо убежден, что если сам не стану на свою защиту, то никто другой меня не защитит. У меня нет надежды, что кто-то будет вести меня по жизни», и т. д.
Вам нужно четко сформулировать все долгосрочные последствия того случая.
4. Запишите, каким образом и почему вы думаете, что тот момент либо прояснил, либо исказил ваше подлинное «я».
В качестве примера такого подхода можно снова рассмотреть мою ситуацию. Мой опыт прояснил, что я — достойный и порядочный человек, обладающий определенным мужеством отстаивать свои убеждения. Он показал мне, что, когда нужно выбирать, я делаю то, что считаю правильным. Не то чтобы я был готов превозносить себя и преувеличивать свои достоинства, просто у меня появилась спокойная уверенность в своих силах и я чувствовал себя прекрасно. Раньше меня никогда так не загоняли в угол; это было настоящее испытание характера. Тот определяющий момент позволил мне заключить негласное соглашение с человеком, которым я был: «Мы (то есть я) вместе встали на борьбу, отбивались, когда нас прижали к стене, и мы многое узнали о себе и о других в тот решающий момент». Во время конфликта я понял, что выживу. Колоссальное чувство спокойствия, которое пришло после этого открытия, было ярким посланием мне от моего подлинного «я». Негативное событие дало позитивный эффект.
5. Вспомните свое объяснение определяющего момента и реакцию на него. Решите, была ваша трактовка верной или неверной, и какова она сейчас.
Вернувшись к своим ответам на вопросы 2, 3 и 4, используйте преимущество сегодняшней позиции. Проанализируйте их с позиций времени, объективности, зрелости и опыта, которых вам недоставало в тот самый момент.
А теперь спросите себя: была ли моя тогдашняя трактовка эпизода точной? Или я ее преувеличил и исказил?
Например, что касается моего наказания за тот поступок в пятом классе, я могу признать теперь, что по крайней мере часть его я действительно заслужил. Поэтому сейчас можно несколько «усмирить» тот взрыв ярости, который я пережил тогда. Поймите меня правильно: мое взрослое восприятие ни в коем случае не отвергает тот эпизод как определяющий — что было, то было. Но преимущество взгляда из временной и взрослой перспективы позволяет мне сделать вывод, что я не был жертвой.
Теперь проверьте правильность своего описания решающих моментов собственной жизни. Были ли вы действительно жертвой или это вам только казалось? Правильно ли вы в таком случае объяснили себе победу или поражение? Если вы тогда ввели себя в заблуждение, то сейчас самое время признать это.
6. Запишите, считаете ли вы, что должны сохранить или отвергнуть это событие в применении к своей личности. Постарайтесь уложиться в один абзац.
Сейчас ваша задача — определить, какое «наследие» вы берете из этого момента. Если оно было негативным, найдите силы честно признаться в этом. Если болезненный опыт преподал вам какой-то урок, дал вам новые знания, признайте это. Какими бы ни были результаты — отрицательными или положительными — объясните, почему.
Например, каким бы трудным ни был тот определяющий момент для меня, одиннадцатилетнего подростка, который до тех пор никогда не возражал взрослым и ни одного дня не вел себя вызывающе, сейчас я вижу, что он придал мне уверенности в себе. Он «разбудил» во мне острую необходимость защищать себя. И он навсегда перечеркнул мою слепую веру в людей, наделенных властью. Вот так я ответил бы на этот вопрос. Я бы ни в коем случае не хотел пережить ту ситуацию снова, но в то же время вижу, что она пробудила к жизни определенные черты характера, которые сослужили мне хорошую службу.
Предположим, тем не менее, что тот определяющий момент оказал на меня совершенно противоположное воздействие. Представим, что в результате его я стал кем-то вроде параноика-бунтаря, самодовольного «крестоносца», который не способен ужиться ни в какой социальной системе, который видит скрытую подлость в любом человеке. Если бы из этого определяющего момента выросла жизнь, полная социальной неустроенности и нищеты, я бы так и ответил на этот вопрос. И далее написал бы, что те аспекты моей личности, которые обязаны своим появлением этому моменту, нет больше смысла хранить. Я бы сделал вывод, что это событие не раскрепостило часть моего подлинного «я», а создало часть вымышленного «я.
7. Еще раз рассмотрев все ключевые моменты, определите теперь, какой суммарный эффект они оказали на вашу личность после того, как вы их пережили?
(Помните, что, прежде чем ответить на этот вопрос, вам необходимо ответить на вопросы 1-6 из десяти вопросов по каждому определяющему моменту.) Наша цель здесь — выявить общую тенденцию (модель) по всем определяющим моментам, которые вы описали. Рассматривая их в совокупности, что вы можете сказать об их воздействии на вашу жизнь — оно было положительным или отрицательным?
В молодости Бенджамин Франклин таким образом проверял достоверность принимаемых решений и событий своей жизни: он брал лист бумаги и рисовал на нем нечто вроде большой буквы Т; затем с левой стороны он перечислял все преимущества и положительные моменты принятого решения или совершенного действия, а с правой стороны — все отрицательные. Эта таблица из двух столбцов помогала ему свести сложный вопрос к краткой сути. Я прошу вас применить такой же метод. Затем выделите из написанного ключевые слова, характеризующие то наследие, которое вы несете с собой по жизни как результат определяющих моментов. Например, с левой стороны вашей буквы Т могут появиться такие положительные качества, как добросердечный, щедрый, глубокомысленный; а с правой — отрицательных моментов: пугливый, нерешительный и т. д. Заполняйте эти две колонки до тех пор, пока не рассмотрите все, что написали, отвечая на шесть вопросов.
Я могу с уверенностью утверждать, что, когда в итоге вы взглянете на свою «разукрашенную» букву Т, то ясно увидите определенные качества собственной личности. Для многих людей взгляд на такую таблицу подобен резкому включению света; это тот момент, который сопровождается возгласом «Ах! Не удивительно, что мне все так надоело», «Не удивительно, что у меня так трудно складываются отношения с противоположным полом», «Не удивительно, что мне так трудно найти общий язык с детьми». Честный и тщательный анализ, инвентаризация ключевых моментов своей жизни позволит вам во всех деталях высветить состояние собственной личности, уровень самооценки и свое подлинное «я». Со всей очевидностью вы увидите и свое вымышленное «я». На пути к моральному и психологическому выздоровлению будет сделан еще один шаг. Однако нам предстоит еще много работы. Пожалуй, на данный момент, вполне достаточно вашей уверенности в том, что вы на верном пути. Вспомните слова «И так прошла вся жизнь», то, какое значение они могут иметь в вашей жизни. Да, у вас были определяющие моменты. Да, их последствия повлияли на вашу дальнейшую жизнь. Однако помните также, что теперь все в ваших руках. Вы хозяин своей собственной жизни. Пойдет ли ваша жизнь дальше в том же русле, или радикально изменится, — только вам решать.