Результаты анкетного опроса среди управленцев и персонала 10 фирм позволили несколько дополнить сложившиеся представления об особенностях женского менеджмента оценкой его эффективности подчиненными (на условиях анонимности), посредством процедуры сравнения образа успешного менеджера и качеств конкретных руководителей.
Прежде всего, проанализируем, каким представляется успешный менеджер самим женщинам-руководителям (см. табл. 1). Позднее мы сравним полученные оценки с оценками членов управленческих команд и персоналом фирм. Приведенные данные позволяют сделать вывод, что женщины-руководители совсем не стремятся в бизнес-деятельности к повышенной открытости и излишней щедрости, предпочитая более умеренные оценки подобных качеств. Одновременно они демонстрируют высокие этические стандарты, предпочитая "честные" отношения "лживым". Особое значение в образе менеджера отводится таким чертам, как "активность", "трудолюбие", "пунктуальность", "ответственность" и "уравновешенность".
Сравним теперь оценки образа успешного менеджера с самооценками собственного стиля управления, которые приведены в табл. 1. Как следует из полученных результатов, такие личностные качества в картине самооценки, как скромность, честность и приветливость, получили 50% и более в максимальных оценках (5 баллов). Максимальные оценки были поставлены и таким деловым качествам, как трудолюбие, ответственность и уравновешенность. Наименьшее число максимальных оценок получили: активность, щедрость, доверчивость и открытость. Таким образом, бытующее в массовом сознании представление о том, что женщина - более мягкий и доверчивый менеджер, не подтверждается оценками, которые сами руководительницы дают своим качествам и стилю управления. И хотя идеальный образ смещен у женщин в сторону "гуманного менеджера", собственный стиль управления, который они вынуждены реализовывать в конкретной жизни фирмы, подобным образом можно охарактеризовать лишь отчасти.
Наибольшие расхождения между образом успешного менеджера и самооценкой наблюдаются по таким характеристикам, как активность, уверенность в себе, уравновешенность, ответственность и др. Причем расхождения между приводимыми рядами оценок носят разнонаправленный характер, либо превышения, либо снижения идеальной нормы. Так, по мнению женщин-руководителей, они излишне честны и щедры в бизнесе, отличаются повышенной скромностью, душевностью и мягкостью, однако недостаточно активны и пунктуальны, страдают сниженным уровнем открытости, а их уровень жизнерадостности мог бы быть выше.
Таблица 1
Образ успешного менеджера в оценках женщин-руководителей и самооценки стиля управления и деловых качеств (/V = 35)
(приводится % выбравших соответствующий балл от I до 5)
Наименование качеств | Баллы | Наименование качеств | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. Инертность | 0/0 | о/о | 0/20 | 35/60 | 65/20 | Активность |
2. Преклонение перед авто | 0/0 | о/о | 0/30 | 40/40 | 60/30 | Уверенность в себе |
ритетами | ||||||
3. Лень | о/о | о/о | 0/20 | 20/40 | 80/40 | Трудолюбие |
4. Необязательность | о/о | о/о | 0/30 | 10/40 | 90/30 | Пунктуальность |
5. Осторожность | о/о | о/о | 20/40 | 30/30 | 50/30 | Рискованность |
6. Лживость | о/о | о/о | 20/20 | 40/20 | 40/60 | Честность |
7. Жесткость | о/о | о/о | 50/20 | 40/50 | 10/30 | Мягкость |
8. Безответственность | о/о | о/о | 10/20 | 20/40 | 70/40 | Ответственность |
9. Хвастливость | о/о | о/о | 20/0 | 30/40 | 50/60 | Скромность |
10. Подозрительность | о/о | 20/20 | 50/70 | 30/30 | 0/0 | Доверчивость |
11. Неприветливость | о/о | о/о | 20/0 | 60/50 | 20/50 | Приветливость |
12. Жадность | о/о | о/о | 40/20 | 40/40 | 20/40 | Щедрость |
13. Черствость | о/о | о/о | 60/30 | 30/20 | 10/50 | Душевность |
14. Поверхностность | о/о | о/о | 0/50 | 70/20 | 30/50 | Основательность |
15. Закрытость | о/о | о/о | 20/10 | 40/30 | 40/60 | Открытость |
16. Угрюмость | о/о | о/о | 20/0 | 30/40 | 50/60 | Жизнерадостность |
17. Вспыльчивость | о/о | о/о | 10/10 | 20/30 | 70/70 | Уравновешенность |
18. Недисциплинированность | о/о | 0/10 | 10/30 | 40/50 | 50/20 | Дисциплинированность |
* В столбцах приводятся: в числителе - оценки идеального образа, в знаменателе - самооценки женщин- менеджеров.
Весьма интересно в этой связи сравнить, как члены управленческой команды и персонал фирмы оценивают общий уровень удовлетворенности стилем руководства своего первого руководителя и эффективностью ее деловых и личностных черт в современной ситуации.
Обратимся сначала к общему уровню оценки сложившегося стиля управления со стороны женщины-руководителя, данному членами управленческой команды и персоналом фирмы (см. табл. 2). Как видим, уровень положительных оценок довольно высок, хотя управленцы настроены в целом более критично. Тем не менее эти данные в какой-то мере подтверждают сделанный в ходе анализа интервью вывод о том, что основной удар кризиса пришелся не столько на персонал фирмы, сколько на ее управленческую команду. Обращает на себя внимание и тот факт, что среди опрошенных велика доля тех, кто затруднился с ответами. Это может означать, с одной стороны, нежелание демонстрировать свою нелояльность к лидеру даже в анонимном опросе, косвенно свидетельствующую о неудовлетворенности и у этой группы респондентов, с другой - противоречивость оценок управленческих стратегий действующего лидера. Причем среди членов управленческой команды эта противоречивость несколько выше.
Таблица 2
Общий уровень удовлетворенности женским менеджментом в фирмах,
в % к опрошенным (N = 148)
Степень удовлетворенности* | Управленческая команда | Персонал |
Полностью удовлетворен | 22 | 29 |
Частично удовлетворен | 47 | 49 |
Совсем не удовлетворен | 17 | 12 |
Затрудняюсь ответить | 14 | 10 |
Ответ на вопрос: "Удовлетворены ли Вы сложившимися методами управления фирмой со стороны первого лица?"
Таблица 3
Оценка эффективности руководства женщиной-менеджером,
в % к опрошенным (N = 148)
Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | |
Степень согласия | (управленческая | (управленческая | (персонал) | (персонал) |
команда) | команда) | |||
Полностью согласен | 14 | 22 | 11 | 7 |
Частично согласен | 12 | 10 | 17 | 14 |
Совсем не согласен | 58 | 63 | 49 | 64 |
Затрудняюсь ответить | 16 | 5 | 13 | 15 |
Ответ на вопрос: "Согласны ли Вы с утверждением, что если бы вашей фирмой управлял мужчина, ее дела шли бы значительно лучше? "
На следующем этапе мы решили проанализировать, как члены управленческой команды и персонал, в зависимости от пола, увязывают эффективность управленческих стратегий с половой принадлежностью своего лидера (см. табл. 3). Здесь мы сталкиваемся с тем, что члены управленческой команды снова оказываются менее удовлетворенными женскими стратегиями, по сравнению с персоналом. В свою очередь мужчины-управленцы оценивают деятельность женщины-директора более позитивно, нежели женщины-управленцы, хотя по числу тех, кто полностью не согласился с данным утверждением, женщин несколько больше.
Если мы обратимся к персоналу, то получим уже несколько иные тенденции. В условиях "женского руководства" женщины из персонала чувствуют себя несколько комфортнее, чем мужчины. Именно женщины склонны более всего не соглашаться с тем, что при мужчине-руководителе дела в фирме шли бы лучше.
В данном случае весьма трудно разделить действие гендерных стереотипов и реальную эффективность женского управления. Поэтому на следующем этапе нами было проверено, как строится образ успешного менеджера у членов управленческой команды и персонала, насколько характеристики этого образа совпадают у руководителя фирмы и ее подчиненных. Если сравнить образ успешного менеджера у женщин-руководителей с образом, выстроенным членами управленческой команды (см. табл. 4), то окажется, что значительные расхождения по высшему уровню оценок (5 баллов) наблюдаются по 8 шкалам из 18: "жадность - щедрость" (60%), "черствость - душевность" (330%), "мягкость - жесткость" (330%), "инертность - активность" (220%) "рискованность - осторожность" (220%), "подозрительность - доверчивость" (220%), "хвастливость - скромность" (220%), "неприветливость - приветливость" (220%). Особенно значителен этот разрыв в первом случае, что косвенно свидетельствует о недовольстве членов управленческих команд оплатой и поощрением своего труда.
Таблица 4
Образ успешного менеджера в оценках членов управленческой команды и персонала фирм
(приводится % выбравших соответствующий балл от I до 5) (N = 148)
Наименование качеств | Баллы* | Наименование качеств | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. Инертность | 0/0 | о/о | о/о | 15/40 | 85/60 | Активность |
2. Преклонение перед авто | 0/0 | о/о | о/о | 25/40 | 75/60 | Уверенность в себе |
ритетами | ||||||
3. Лень | о/о | о/о | о/о | 20/30 | 80/70 | Трудолюбие |
4. Необязательность | о/о | о/о | о/о | 20/30 | 80/70 | Пунктуальность |
5. Осторожность | о/о | о/о | 0/20 | 30/30 | 70/50 | Рискованность |
6. Лживость | о/о | о/о | 20/0 | 50/50 | 30/50 | Честность |
7. Жесткость | о/о | о/о | 20/10 | 40/50 | 40/40 | Мягкость |
8. Безответственность | о/о | о/о | 10/10 | 20/30 | 70/60 | Ответственность |
9. Хвастливость | о/о | о/о | 20/20 | 50/50 | 30/30 | Скромность |
10. Подозрительность | о/о | 20/10 | 30/20 | 30/40 | 20/30 | Доверчивость |
11. Неприветливость | о/о | о/о | 10/10 | 50/30 | 40/60 | Приветливость |
12. Жадность | о/о | о/о | 10/10 | 40/30 | 50/70 | Щедрость |
13. Черствость | о/о | о/о | 10/10 | 50/30 | 40/60 | Душевность |
14. Поверхностность | о/о | о/о | 0/10 | 70/70 | 30/20 | Основательность |
15. Закрытость | о/о | о/о | 20/0 | 40/40 | 40/60 | Открытость |
16. Угрюмость | о/о | о/о | 20/0 | 30/30 | 50/70 | Жизнерадостность |
17. Вспыльчивость | о/о | о/о | 10/10 | 20/20 | 70/80 | Уравновешенность |
18. Недисциплинированность | о/о | 0/10 | 10/20 | 40/40 | 50/40 | Дисциплинированность |
* В столбцах приводятся: в числителе - оценки членов управленческой команды, в знаменателе - оценки персонала.
Расхождения в видении успешного менеджера касаются прежде всего качеств, связанных с "мягкостью" менеджмента, его активностью и рискованностью. Руководительницы оказываются сторонницами более жестких управленческих технологий, по сравнению с членами своих управленческих команд, а также стремятся вести бизнес взвешенно, в ущерб активности и рискованности, с чем бывают несогласны управленцы в высшей иерархии фирмы. Также женщины топ-менеджеры склонны подчеркивать значение скромности, в то время как менеджеры фирмы уверены, что излишняя скромность мешает бизнесу. Совпадающим является оценка менеджерами разных уровней деловых и личностных качеств на шкалах "лень - трудолюбие", "безответственность - ответственность", "поверхностность - основательность", "закрытость - открытость", "угрюмость - жизнерадостность", "вспыльчивость - уравновешенность", "дисциплинированность - недисциплинированность".
Обратимся к анализу различий в построении образа успешного менеджера между женщинами-руководителями и персоналом фирм (см. табл. 4). Если сравнить между собой оценки персонала, членов управленческих команд и женщин-руководителей по высшим баллам, то окажется, что образ успешного менеджера в оценках персонала близок к образу, построенному членами управленческих команд, только еще в большей степени ориентируется на гуманные управленческие технологии и отвечает более традиционным этическим стандартам. По 7 шкалам (высшие оценки) наблюдаются значимые различия в оценках, данных женщинами-руководителями. Самые серьезные различия зафиксированы по трем шкалам "жадность - щедрость" (50%), "черствость -душевность" (50%), "угрюмость - приветливость" (440%), "недоверчивость - доверчивость" (330%). Обращает на себя внимание тот факт, что общий фон расхождения у персонала с женщинами-руководителями носит более "размытый" характер, по сравнению с членами управленческих команд, у которых эти различия более сфокусированы.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что управленческие технологии женщин топ-менеджеров, несмотря на кажущуюся им самим мягкость, отличаются рациональностью и последовательностью, сопоставимыми с мужским менеджментом.
Одновременно женщины в большей степени демонстрируют приверженность к патернализму и воспитательному поведению, по сравнению с мужчинами, что позволяет говорить об особенностях женского менеджмента не по оси "мягкость - жесткость", а по оси "самостоятельность - патернализм".