Закрыть ☒

Первое. РАССМОТРИМ ФАКТЫ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРАХОМ ПЕРЕД ПУБЛИЧНЫМИ ВЫСТУПЛЕНИЯМИ

ФАКТ№ 1. Вы не единственный, кто боится выступать публично. Исследования, проведенные в колледжах, показывают, что от  восьмидесяти до девяноста процентов студентов, занимающихся в классах ораторского искусства, в начале курса испытывают страх перед сценой. Я убежден, что среди взрослых, пришедших на мой курс, эта цифра еще выше приближается к ста процентам.

ФАКТ № 2. Некоторый страх перед сценой даже полезен! Так природа готовит нас к неожиданным жизненным испытаниям. Поэтому, если вы заметили, что ваш пульс участился, а дыхание стало прерывистым, то не тревожьтесь. Ваше тело, всегда чутко прислушивающееся к внешним событиям, просто готово к действиям. Если эти физиологические явления держать под контролем, то вы сможете думать быстрее, говорить более свободно и выступить с большей энергией и задором, чем в обычной ситуации.

ФАКТ № 3. Многие профессиональные ораторы говорили мне, что им так и не удалось полностью избавиться от страха перед сценой. Почти всегда перед выступлением они испытывают волнение и страх и не могут справиться с этими чувствами первые несколько минут выступления. Это та цена, которую мужчины и женщины платят за участие в гонке и за право считаться фаворитами. Ораторы, которые, по их собственному выражению, «спокойны, как слоны», так же толстокожи и так же не способны увлечь своим выступлением аудиторию, как и эти скучные серые животные.

ФАКТ № 4. Основной причиной страха сцены является непривычность обстановки. «Страх порождается невежеством и неуверенностью», — пишет профессор Робинсон в книге «Становление разума». Для большинства людей выступление перед публикой — ситуация незнакомая и, как следствие, вызывающая страх и тревожность. Для новичка любая последовательность незнакомых ситуаций становится источником страха и тревоги — учитесь ли вы водить машину или играть в теннис. Чтобы преодолеть страх, есть очень простой и легкий рецепт — практика, практика и еще раз практика. Скоро вы обнаружите, как обнаружили это тысячи людей до вас, что выступление перед большой аудиторией способно принести радость, а не мучение. И, открыв это, вы откроете список своих успешных выступлений, который будет неуклонно расти.

Когда я впервые прочел историю о том, как Альберту Эдварду Уиггему, выдающемуся лектору и популярному психологу, удалось преодолеть свой страх, я был просто потрясен. Этот замечательный человек рассказал, какой всепоглощающий страх он испытывал, стоя перед старшеклассниками и делая пятиминутный доклад.

«Когда настал этот день, — пишет Уиггем, я просто заболел. Когда я вспоминал о предстоящем мне испытании, то к щекам приливала кровь, причем с такой силой, что я выбегал из школы, находил холодные камни и прикладывал к щекам, чтобы облегчить физическую боль. То же самое происходило со мной и в колледже.

Совершенно случайно я выучил наизусть отрывок, начинавшийся словами «Адам и Джефферсон больше не друзья». Когда я вышел на сцену, то голова моя так закружилась, что я с трудом понимал, где нахожусь. Я приготовился произнести первое предложение и не смог из себя выдавить ничего, кроме «Адам и Джефферсон... Адам и Джефферсон...». Больше я не мог вымолвить ни слова. Я опустил голову и вернулся на свое место под смех и свист собравшихся. Президент поднялся и сказал: «Итак, Эдвард, все это очень грустно, но мы постараемся справиться с этим». Поднялся такой хохот, что даже смерть казалась мне в тот момент лишь желанным избавлением от мучений. На следующий день я действительно заболел.

Совершенно понятно, что из всех открывающихся передо мной путей меньше всего я думал о карьере оратора и лектора».

Через год после окончания колледжа Альберт Уиггем оказался в Денвере. Политическая кампания 1896 года строилась вокруг дела свободных сереброискателей. Как-то раз в руки Уиггема попал памфлет, разъясняющий цели этого движения. Ошибочность и фальшь обещаний Брайана и его последователей настолько поразили его, что он продал свои часы, выручил за них немного денег и отправился в родную Индиану. И там Уиггем предложил свои услуги для сбора денег. Ему предстояло выступить на собрании, где должны были присутствовать многие из его школьных друзей. «Когда я начал, — пишет Уиггем, — передо мной встала картина позорного провала с Адамом и Джефферсоно. Я запнулся, остановился. Казалось, все потеряно. Но, как часто говаривал Ченси Дипью, и я, и публика смогли пережить вступление. Ободряемый этим небольшим успехом, я продолжал говорить о том, что думаю, еще пятнадцать минут. К моему удивлению, я обнаружил, что сумел занять аудиторию на целых полтора часа!

В результате за несколько последующих лет я превратился в профессионального оратора, и это событие поразило меня до глубины души.

Я впервые понял, что имел в виду Вильям Джеймс, говоря о привычке к успеху».

Да, Альберт Эдвард Уиггем понял, что самым надежным способом преодолеть ужасающий страх перед публичным выступлением будет практика — и длинный список успехов и удачных выступлений.

Страх — это естественное проявление желания выступить публично. И вы должны быть к этому готовы. Вы не должны пугаться этого ощущения. Именно легкий страх сцены сделает вашу речь запоминающейся и эмоциональной.

Если страх сцены полностью выбивает вас из колеи, блокирует ваш разум, делает речь сбивчивой и беспорядочной, вызывает нервный тик и непроизвольное сокращение мускулов — даже тогда не следует отчаиваться. Эти симптомы совершенно естественны для новичков. Стоит лишь сделать усилие над собой, и вы почувствуете, что ваши ощущения можно держать под контролем и уменьшить их до приемлемой степени. Тогда страх сцены станет вашим помощником, а не досадной помехой.