Понимание общей картины

Для вас общая картина — это вся организация. Каковы цели этой организации? Что включают в себя тактические и стратегические задачи? Куда она движется? Можете ли вы оценить систему ценностей, как, например: «Привлекать к работе самых лучших специалистов в данной области», или «Добиваться максимальной быстроты и дешевизны производства», или «Одержать верх в конкуренции, быть всегда первыми», или «Не вмешиваться в проблемы людей за пределами рабочего места», или «Наша компания всегда готова прийти на помощь»? Хотя каждая организация большей частью озабочена общей производительностью труда и его результатами, средства, используемые для достижения этой цели, отражают систему ценностей компании.

Мы обсудим здесь общую картину, потому что обычно новые руководители подсознательно стремятся остаться среди рядовых работников, а ведь очень важно сразу же начать осознавать свое место среди руководящего состава. Теперь вы стали частью механизма руководства, и хотя вам может казаться, что поддержку оказывают в основном подчиненные, а не коллеги-руководители или начальство, все же постарайтесь лучше познакомиться с новыми коллегами.

Важно понимать, какие цели ставит перед собой организация и какими методами пользуется для их достижения. Чтобы разобраться в этом, внимательно следите, кто в организации лучше всего оправдывает эти ожидания — именно такие люди облечены властью и делают карьеру. Например, если ваша компания хочет опережать всех, выпуская новейшую продукцию, она будет приветствовать и ценить новации, и поэтому люди, принимающие на себя ответственность за рискованные решения и новые идеи, будут цениться гораздо выше консерваторов, работающих как и много лет назад. Если же вашей компанией руководят немолодые, более осторожные люди, знающие цену тому, что уже умеют, и предпочитающие придерживаться известного, в такой ситуации человеку с яркими идеями изменения или улучшения производства придется не очень-то легко.

Те достижения, которых будут ожидать от вас лично, зависят также и от того, находится ли организация в стадии процветания или развития, в стадии стабильности производства или пытается выжить путем сокращения вложений.

Власть попадает в руки людей, отвечающих самым неотложным запросам и потребностям организации. Рассмотрим это на примерах: «Проктор энд Гэмбл» уделяет основное внимание маркетингу; «Интел» (производство компьютеров) хочет выйти вперед за счет исследований и развития; а «Крайслер», ранее делавший упор на увеличение производства, теперь полагается в основном на своих финансистов.

Если компании недостает сырья и ресурсов, усиливается роль снабжения и закупок. Если учебное заведение оказалось в сложном финансовом положении, необходимо найти источник финансирования.

Сразу после окончания Второй мировой войны, когда первоочередной задачей было поставить на ноги экономику, влиянием обладали участники сферы производства. В дальнейшем, когда целью стало увеличение спроса, усилилось значение маркетинга. Когда истощались источники финансирования, влияние переходило к финансовым экспертам. В наши дни людям, наделенным властью, необходимо развивать навыки ведения переговоров, способности к урегулированию межличностных конфликтов. По мнению экспертов, проведенное недавно исследование показывает, что на первые по важности функции высшего руководства выходят: корпоративное планирование, человеческие ресурсы и маркетинг.

В любой системе всегда существует некоторое напряжение, поэтому, чтобы выжить, вам понадобится политическое понимание. Баланс власти постоянно меняется, и вам нужно постоянно угадывать знаки и проявления того, что происходит.

На начальной стадии постарайтесь вписаться в общую картину — если вы стремитесь к этому, вас сразу заметят. И только намного позднее, уже завоевав доверие и авторитет, вы можете позволить себе попробовать изменить сами условия.