Шестнадцать подписей необходимо было собрать на разрешении на покупку электрической пишущей машинки. Это приобретение было уже санкционировано в смете общих расходов, которая в свою очередь была оснащена «крупнокалиберными» визами. Как показал анализ, 16 подписей — это еще не рекорд, который, по существующим оценкам, равен 24, когда речь идет о приобретении оборудования, находящегося на стыке интересов различных ведомств.
Над этим можно смеяться, но можно и стремиться что-то изменить — это, конечно, разные вещи. Дело в том, что никто не хочет складывать оружие: ни непосредственный начальник той молодой женщины, которая только что принята на работу, ни руководитель подразделения, который охраняет свой бюджет, ни делопроизводитель, который занимается закупкой конторского оборудования, ни начальник этого делопроизводителя, ни делопроизводитель отдела общей организации, который отвечает за комплектность и качество оснащения учреждения в целом, ни, конечно, его начальник. Последний поставил свою подпись только после того, как получил подтверждение, что на складе имеются только устаревшие модели. От старых моделей отказывается каждый сознающий свою значимость руководитель подразделения. Таким образом, разрешение на приобретение было выдано в порядке исключения, что потребовало еще две подписи членов правления. Не будем дальше прослеживать путь формуляра и его копий в бухгалтерию, в контрольные органы и, наконец, на стол к сотруднику, который положил всему этому начало, выписав заказ фирме-изготовителю. Весь процесс не заслуживает внимания, это каждодневная рутина, она не приводит к творческим озарениям.
Не много фантазии требуется и для того, чтобы показать, чего все это стоило, пока все бумаги были обработаны, организована транспортировка, обсуждены все вопросы, проведены согласования, найдено нужное место в бумажных дебрях, осуществлены складирование, микрофильмирование и т. д. и т. п. Стоимость самой пишущей машинки — это лишь малая часть общих затрат.
До сих пор мы рассматривали медаль только с одной стороны. Другая сторона не менее интересна: что происходит в головах людей, работающих или вынужденных работать в таких бюрократических сетях? Что разогревает их внутренний огонь? За что они борются? За чисто отпечатанные бумаги, оснащенные всевозможными номерами? За право оставаться на своем месте? За то, чтобы быть в состоянии всегда и всем доказать свою необходимость? За то, чтобы, проявив себя, вырасти? Или все-таки за повышение качества или снижение себестоимости продукции предприятия?
«Но на это мы не можем повлиять!» Какая часть ваших сотрудников даст такой же ответ? Какая часть ответит также, потому что предприятие, целью которого когда-то было производство конкурентоспособных товаров или услуг, превратилось в разделенный на два отсека комплекс, в котором есть группы людей, постоянно и целиком озабоченных тем, чтобы, «несмотря ни на что», обеспечить существование, успех и рост своей фирмы.
Есть и другие группы, равнодушные к событиям на рынке, к конкуренции и прибыли, отсиживающие свое рабочее время, пользующиеся социальной защитой; это группы типичных столоначальников.
Предприятие терпит крах и в хорошие времена. Бюрократия набирает силу, возникают «удельные княжества». Компьютер играет в этом деле весьма коварную роль: он питает верхний слой информацией, которая позволяет быть во всеоружии. Каждая разрастающаяся «фабрика бумаг» производит горы «входящих» и «исходящих», чтобы оправдать свое существование.
Все это было известно еще до Паркинсона. Что же этому противопоставляется? Поворот не произойдет автоматически. Совершенно понятный интерес каждого отстоять свое рабочее место составляет мощный потенциал сопротивления. «Контроль» позволяет создать оборонительный редут, он оснащается оборонительной, маскировочной тактикой. Тем самым ухудшается производственная атмосфера, нарастает пресс контроля. «Хорошо быть снова двадцатилетним...» — поется в одной лирической песенке. Этим словам соответствует поиск старого доброго времени, который предпринимается на руководящих этажах, когда подступает тоска по тем временам, когда все еще можно было держать в своих руках.
Из этого следует, что в рамках предприятия надо создавать «малые предприятия», образования, поддающиеся управлению с преимущественно автономным принятием решений, с собственной ответственностью в вопросах прибыли и затрат, с большими интеграционными возможностями для сотрудников. Современная техника позволяет создавать организации завтрашнего дня с быстрым доступом к необходимой информации, с ориентацией на приоритетные направления, с контролируемыми затратами.