Расскажите нам, чему научила вас жизнь

Ораторы, выбирающие в качестве темы для выступления то, чему научила их жизнь, никогда не испытывают проблем с удержанием внимания слушателей. Мне по опыту известно, что ораторов нелегко склонить к этой точке зрения — они считают личный опыт слишком тривиальным и ограничивающим их красноречие. Они предпочитают взмывать к небесам возвышенных, отвлеченных идей и философских принципов, но на таких высотах воздух слишком разрежен, чтобы им могли дышать простые смертные. Такие ораторы предлагают своим слушателям передовицу, а люди хотят узнать новости. Но никто из нас не будет возражать против прослушивания передовицы, если ее автором будет человек, заслуживший это право — редактор, издатель или газетчик. Главное — говорите о том, чему научила вас жизнь, и тогда ваши слушатели проникнутся к вам искренним и глубоким интересом.

Эмерсон говорил, что всегда готов выслушать любого, каким бы ни было его социальное положение, потому что он чувствует, что может чему-нибудь научиться от каждого человека. Вероятно, мне довелось выслушать больше жизненных историй, рассказанных взрослыми, чем любому другому человеку по эту сторону «железного занавеса», и я с полной уверенностью могу сказать, что мне ни разу не было скучно, когда человек рассказывал о том, чему научила его жизнь, каким бы простым и незамысловатым ни был этот урок.

Приведу пример. Несколько лет назад один из наших преподавателей вел семинар для руководства нью-йоркских банков. Естественно, участники такого семинара были очень заняты, часто не успевали как следует подготовиться к занятиям, а порой готовились так, как считали нужным. Всю свою жизнь эти люди думали только о себе, культивировали собственные убеждения, смотрели на мир с собственной точки зрения, жили, основываясь на собственном опыте. Они сорок лет накапливали материал для выступлений. Но некоторым из них оказалось слишком трудно это понять.

Как-то раз в пятницу один из участников нашего семинара, работавший в пригороде Нью-Йорка, — назовем его мистером Джексоном, — обнаружил, что уже половина пятого, а он еще не знает, о чем говорить на семинаре. Он вышел из офиса, купил экземпляр журнала «Форбс» и по пути к центру города, где проходили занятия, прочел статью, озаглавленную «У вас всего лишь десять лет на то, чтобы добиться успеха». Он прочел эту статью не потому, что она заинтересовала его, но просто для того, чтобы было о чем поговорить на семинаре.

Через час он встал и попытался убедительно и интересно пересказать аудитории содержание этой статьи.

Каков же был результат? Совершенно очевидно.

Мистер Джексон не переварил, не усвоил то, о чем пытался говорить. «Пытался говорить» — вот выражение, которое удивительно точно характеризует его выступление. Он пытался. В его голове не было мысли, ищущей выхода, его поведение и речь выдавали это совершенно ясно. Как же он мог заинтересовать аудиторию? Разве может быть слушатель увлечен предметом речи больше, чем сам оратор? Мистер Джексон постоянно ссылался на статью, говорил, что автор считает так-то и так-то. В его выступлении было многое от журнала «Форбс», но практически ничего от самого мистера Джексона.

Когда он завершил свое выступление, преподаватель сказал: «Мистер Джексон, нам нет никакого дела до человека, написавшего эту статью. Его здесь нет. Мы его не видим. Но нам интересны вы, ваша точка зрения, ваши мысли. Расскажите нам, о чем вы подумали, именно вы, а не кто-нибудь другой. Вложите в вашу речь самого себя. Не могли бы вы рассказать нам об этом на следующей неделе? Еще раз прочитайте эту статью и спросите себя, согласны ли вы с тонкой зрения автора. Если да, то проиллюстрируйте свое согласие примерами из собственного опыта. Если нет, то объясните почему. Пусть статья станет отправной точкой для вашей собственной речи».

Мистер Джексон еще раз прочел эту статью и пришел к выводу, что он не согласен с автором. Он порылся в своей памяти и нашел примеры, чтобы доказать свою точку зрения. Он развил и расширил свои идеи, дополнив их деталями из собственного опыта работы банковским служащим. На следующей неделе он пришел на занятие и выступил с речью, основанной на его собственных заключениях и наблюдениях. Вместо того, чтобы пересказывать журнальную статью, он принес нам руду, добытую в собственных копях, монету, отчеканенную на его собственном монетном дворе. Я предлагаю вам самим решить, какое из его выступлений произвело на публику большее впечатление.