Мы реагируем на информацию эмоционально окрашено. Эта информация — не только отдельные фразы, что-то услышанное или прочитанное, а вся совокупность «воспринятого сигнала»: тон, интонация, настроение, шорох, цвет, одежда, черты лица, окружающая обстановка, даже возникающие воспоминания и ассоциации— «тотальная информация» (Г).
Как правило, направленная информация никогда не совпадает с информацией полученной. Есть, конечно, зона попадания (направлено и получено), но, помимо этого, остается часть сигнала, не дошедшая до получателя (направлено, но не получено), и самая таинственная часть — что-то доходит до получателя, не будучи направленным. Как это получается?
Может быть, что отправитель информации был просто недостаточно точен. Он, например, имел в виду 21.00, а сказал 9.00. Или он говорил о цене за вычетом налога на добавленную стоимость, а получатель информации понял, что речь идет об оптовой цене. Эти и подобные случаи мы сейчас рассмотрим.
Обратимся к особенностям восприятия информации нашим сознанием. Предположим, кто-то зажег свечу и подошел с ней к елке. Получателю информационного сигнала одной этой фразы может оказаться достаточно для того, чтобы в его сознании зажглось слово «рождество» или возникла объемная картинка рождественского праздника, целый сценарий какого-нибудь рождественского эпизода, который, возможно, оставил след в его памяти. Образ мог как бы «впечататься» в сознание и потом часто возникать в памяти. Информация — «свеча, елка, запах еловых ветвей» — дополняется этим воспоминанием. В запасниках нашего сознания огромное количество таких образов, это наша своеобразная видеотека. Быстродействие нашей внутренней «видеосистемы» во много раз выше. К тому же речь идет не только о зрительных образах, но и о запахе, настроении, температуре объекта и т. д.
Сделаем еще один шаг. Вы замечаете в ресторане человека, режущего картофель ножом. Конечно, как человек с широкими современными взглядами вы знаете, что сегодня и картошку можно резать ножом, не считая это особым чудачеством. Никто этого просто не делает. Это так же мало свидетельствует о хороших манерах, как находиться в помещении в шляпе или аплодировать после исполнения «Реквиема» Моцарта.
Безличные формы хороши в контексте традиций, тиражирования моральных сентенций, формирования клише. Ничего не произошло, просто кто-то режет картофель ножом, а окружающие уже подчиняются стереотипу. Получена информация, которая вовсе не была послана.
Еще пример, характеризующий работу нашего сознания. Объявлен конкурс на вакантное место секретарши. Читательницам, думаем, этот пример будет особенно интересен. Кандидатки представляют себе процедуру так: открывается дверь в приемную и называется фамилия очередной претендентки — «Фройлин Беата Миттермайер!» И с невероятной скоростью, еще до того, как Беата перешагнет порог, в голове шефа возникают все ассоциации с именем Беата и с фамилией Миттермайер. Впечатление возникает еще до самого явления. Попробуйте, разве у вас не возникает никаких ассоциаций, когда вы слышите имя Ойлалия Хин-терхубер?
И вот Беата входит в кабинет. И вся информация, характеризующая ее внешний облик,— фигура, прическа, платье, духи — тут же учитывается самым быстродействующим «компьютером». Более того, она еще не сказала ни слова, а уже готова первая оценка: начиная от «симпатична — несимпатична» до «вот это да!» или «ох, бедняжка». Даже очень хладнокровному человеку необходимо приложить значительные усилия, чтобы отфильтровать эти впечатления.
Беата Миттермайер кладет свою сумочку в центр письменного стола. Тут же включается второй «компьютер»: «Так же не делают!» В это время поступает дополнительная информация: Беата оказывается в джинсах.
К тому же она носит значок с эмблемой борьбы против атомной бомбы. Кто же при этом останется хладнокровным и только деловым!
В разговоре с претенденткой важны, собственно говоря, только вопросы о ее квалификации как секретаря, о величине заработка, о том, когда бы она могла приступить к работе. Но когда предстоит принимать решение о том, подходит ли Беата для работы в вашей организации, «встроится» ли она в коллектив, в «команду», сразу же включаются оба «компьютера», которые — увы, так происходит с каждым из нас — индуцируют предвзятость. Схема может быть следующей: такая симпатичная особа, с приятным голосом, с такой располагающей манерой общения, найдет общий язык со всеми. Джинсы и сумочка на столе — что же, это свидетельство самостоятельности молодого поколения.
Проследим, что происходит с «тотальной информацией» (Т) в нашем мозгу. За миллионные доли секунды выявляются содержащиеся в ней эмоции (опасность, угроза, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т. д.).
Первая реакция моментальна. Прореагировал накопитель Д. Д — детство. Психологи исходят из того, что основная часть информации накапливается в течение первых 18 месяцев жизни, она составляет базу обучения. Накопление происходит бессознательно.
Почти незаметно Т подвергается следующему экспресс-анализу на соответствие с нормами накопителя Р, где заложен результат воспитания в родительском доме, школе, обществе. Р — родители. Накопитель Р проверяет, насколько поведение Беаты соответствует заложенным в нем нормам и каковы возникающие коллизии («собеседование при поступлении на работу — не то событие, на которое можно являться в джинсах»). Накопители Д и Р сопровождают нас всю жизнь. Заложенная в них информация относится к разряду «постоянного хранения». В принципе мы можем с помощью рассудка почти отключить эти накопители.
Но это требует от нас волевых усилий и затрат энергии. Если же этой энергии у нас уже нет (из-за усталости, стресса, переутомления, болезни), то реакцию самостоятельно формируют накопители Д и Р.
И вот информация Т, «похудевшая» и избавившаяся от эмоциональной и нормативной частей, начинает свой долгий путь к накопителю 3 — знаниям, характеризующим зрелое состояние нашего сознания, нашего Я.
Здесь задаются деловые и рациональные вопросы: «С какой скоростью Вы печатаете?», «На какой оклад Вы рассчитываете?», «Когда Вы смогли бы приступить к работе у нас?» Однако может случиться и так, что эмоциональные впечатления окажутся настолько сильными, что до включения рациональных механизмов дело Не дойдет. И только тогда, когда первые впечатления Ослабевают, мы можем прийти к мысли, что веснушчатая Ойлалия Хинтерхубер с родинкой на лбу могла бы оказаться лучшим секретарем, чем привлекательная, бойкая Беата. Для этого может понадобиться пара дней. Хороший совет состоит в следующем: не торопитесь • с решениями, если задеты ваши чувства или нарушены дорогие вам нормы. С делом, требующим решения, надо, как говориться, переночевать. Подождите, пока компьютер 3 найдет необходимые время и энергию для обработки всей полученной информации.
Компьютер Д располагает энергией. Более того, при сильном возбуждении он может замкнуть на себя всю имеющуюся энергию и израсходовать ее. У него особый включатель, существующий с нашего первого вздоха, даже раньше, и имеющий задачу управлять нашими неосознанными реакциями, связанными с сохранением жизни, со страданием и удовольствием. Уставший и разбитый человек, обессиленный и подавленный стрессами, узнав, например, о внезапной смерти того, кто ему ближе всех, может реагировать только эмоционально: чувства окажутся сильнее. Компьютер Р также чаще всего получает достаточно энергии. Компьютер же 3 находится на относительно голодном пайке. Даже волевое усилие по его включению оказывается зачастую чрезмерным.
Когда сын задевает велосипедом только что купленный отцом автомобиль и оставляет царапины, какой отец будет реагировать «разумно» и скажет себе: «В конце концов машина на ходу, если это единственная неполадка, она еще много лет будет выполнять свои функции». Или же он начнет ругать бедного малыша (Д-реакция), угрожать ему (Д-реакция), наказывать его (Р-реакция) и утверждать, что теперь он не сможет позволить себе ездить на такой разукрашенной колымаге (Р-реакция). А когда он успокоится и станет разумным?
Об этих примерах стоит помнить, когда принимаешь решения или ведешь беседы и с сомнением задаешься вопросом, что же дальше; все эти процессы требуют достаточного энергетического снабжения компьютера
Факт появления сомнений уже свидетельствует о том, что мыслительный процесс может нарушиться.
Стоит задуматься и о том, что собеседники — сотрудники, коллеги, спутники жизни, дети — все имеют ту же структуру восприятия. По-разному строится разговор с тем, кто устал, испытывает стрессовые нагрузки, или с тем, кто хорошо отдохнул и находится в состоянии душевного равновесия.
Конечно, сравнение с тремя компьютерами — накопителями информации является, конечно, условным, схематичным объяснением. Совпадение этого объяснения с теми процессами, которые мы отмечаем, наблюдая собственное восприятие окружающих, подтверждает предположение, что наше сознание работает по сложной схеме.