Когда становится горячо?

Вернемся к нашему исходному примеру: Беата Миттермайер (претендентка на должность секретаря) вызвала в сознании своего возможного будущего шефа реакции, которые обычно остаются незафиксированными. Мы сравнили их с включением и работой трех компьютеров.

Сначала включился «компьютер» Д. Он сигнализировал, что имя этой претендентки благозвучнее, чем Ойлалии Хинтерхубер, что Беата симпатична и привлекательна, у нее теплый, приятный голос, что она жизнерадостна.

Потом выдал свои оценки «компьютер» Р: джинсы — неподходящая одежда для официальной беседы, политическая символика неуместна на лацкане куртки, ее не выставляют напоказ, сумочке не место на письменном столе.

Затем к своим функциям приступил «компьютер» 3. Последовали вопросы об уровне квалификации, о зарплате, возможном сроке начала работы. Он же выдал двум другим «компьютерам» команду приглушить свои оценки. Это мало помогло. Возникшую симпатию к Беате полностью отфильтровать не удалось. Только через несколько дней пришло убеждение: рыжая Ойла-лия с профессиональной точки зрения была бы больше на месте. Но решение было уже принято.

Схема с тремя «компьютерами» — вспомогательная, но полезна прежде всего для того, чтобы разглядеть эти три «компьютера» и у своего партнера и сделать соответствующие выводы.

«Компьютер» Д управляет нашими эмоциональными и спонтанными реакциями. Любовь, ненависть, симпатии и антипатии, страх, доверие, оптимизм, пессимизм, !смех, слезы, мимика, жесты, радость и печаль, голод, [жажда, усталость, аппетит, чувство благополучия «прописаны» именно здесь.

Чувство собственного достоинства человека — это альфа и омега. Вся получаемая нами информация во всей ее «тотальности» с молниеносной скоростью анализируется, как она воздействует на наше чувство собственного достоинства: ущемляет или поддерживает? В соответствии с этим мы и реагируем — или по каналам усвоенной конфликтной стратегии, или равнодушно, или позитивно.

Конфликтные стратегии:

  • атака, агрессивное поведение;
  • проявление гибкости, поиск укрытия;
  • уклонение от столкновения, отступление;
  • образование союзов, объединение с другими;
  • приспособление вплоть до сдачи; смена задачи.

«Компьютер» Д «замыкает» на себя всю оставшуюся энергию, если из-за сильного стресса (правильнее дистресса), душевного или физического перенапряжения мозг («компьютер» 3) уже не может функционировать. Это состояние при подавленном общем тонусе получило название «час рептилий»: человека охватывают заботы. Он уже «готов» и, если не имеет навыков выхода из этой ситуации, погружается в подступающий сумрак все глубже. Это может привести к психическому кризису. Эфиопская поговорка: «Слово, которое тебе поможет, ты сам себе не скажешь» — дает обильную пищу для размышлений. В «час рептилий» мы, как никогда, нуждаемся в общении. «Компьютер» Д может поглотить всю энергию и при высоком тонусе. Тогда наступает «час ангела», час отличного настроения, радости и удовольствия. Разум тогда обычно «прикрывает» глаза.

Теперь мы знаем, что всегда, когда затрагиваем Д у других, следует эмоциональное возбуждение. От него никуда не уйти, и в обращении со словами, «острыми, как лезвие ножа» (Шиллер), требуется большая осторожность. Можно завоевать Д другого — и тогда получить доброжелательного собеседника; или задеть, травмировать его — и тогда собеседник превратится в вашего врага.

Необходимо постоянно возвращать свое Д в настоящее время. Д стремится к реагированию, к мести. Душевное равновесие должно восстанавливаться. Это не обязательно происходит сразу и обращается на обидчика. Разрядка после скептического замечания шефа может последовать дома перед женой и детьми. В то же время легкий флирт в метро может создать хорошее настроение, не покидающее вас и в конторе.

Уязвленное Д не забывает своего обидчика и мстит ему долго, иногда всю жизнь, и с особенным удовольствием делает это тайно.

Компьютер Р тяготеет к стереотипам, к предрассудкам и обобщениям. Справедливость, порядочность и порок, считает он, это то, что я воспринимаю. Безличная форма выдачи им информации — это всегда скрытое Я.

Но нам нужна наша система ценностей. Она дает нам ориентиры на жизненном пути. Это могут быть и высокие ценности: религия, традиция, идеология, представления других почитаемых нами людей, идеалы.

Другие ценности вырастают изнутри, из нас самих. Я становится мерилом ценностей. Возникают те же проблемы, как если бы курс корабля рассчитывался по положению его бушприта.

Р в нас может быть чрезвычайно сильно, тогда становится трудно быть терпимым к ценностям других, оно может быть слабо оснащено образованием, и наши реакции могут быть либерализованы до полной «свободы рук» в оценке других.

Тот, кто с удовольствием воспитывает других, водит их за руку, командует, постоянно к чему-то придирается, кто с радостью играет в полицейского, кому никак не удается угодить, кто ни во что не ставит других, тот имеет ярко выраженное, грассирующее Р. Так(как он слишком часто попадает в Д других (родители воспитывают детей), то со всеми, кто не хочет, чтобы с ними обращались как с детьми, он оказывается в конфликте.

Он конфликтует и с другими Р, представляющими другие ценности, а также с теми, кто по-деловому анализирует его собственные ценности.

Питательная среда накопителя 3 — знания, результаты (в том числе и неправильные) научных исследований, опыт, показатели, измерители, расчеты. Здесь действуют законы логики, разум. Если этот накопитель пуст, «необразован», он не в состоянии функционировать. Он отказывает также — мы об этом говорили — при сильном возбуждении и переутомлении. Он может быть введен в заблуждение, если какая-то информация подается как результат познания, являясь на самом деле предрассудком. Например: «Коньяк помогает при простуде».

«Поле» AT — так специалисты обозначают анализ трансакций — чрезвычайно многогранно, одной фразой его не охватить. Для более глубокого знакомства с ним необходимо изучение дополнительной специальной литературы.

Здесь же подытожим основные выводы:

  1. Каждый человек воспринимает и реагирует на поступающую информацию по трем каналам: Д, Р и 3.
  2. Эмоциональный канал Д самый быстродействующий.
  3. Реакция по каналу 3 предполагает необходимость волевого усилия и соответствующих физических усилий.
  4. Параллельные направления взаимного обмена информацией (акция и реакция) — горизонтальные, например между Р и Р, или диагональные, например между Д и Р,— почти всегда свидетельствуют о гармоничности контактов.
  5. Перекрестные направления обмена информацией (реагируют на те центры сознания партнера, которые запрашиваются) приводят к напряженности.
  6. Ответная реакция зависит от исходного сигнала. Замаскированные высказывания, действительный смысл которых не улавливается собеседником, ведут к беспредметному общению, чреватому конфликтом.

Управляющим часто приходится вести беседы, содержащие вызов для Д их собеседников. Мы еще увидим, как в ходе разговора можно подружиться с партнером, а как превратить его в своего врага.