С чего стоит начать

Ранее я уже дал вам краткое описание каждой из этих категорий внутренней деятельности, не касаясь подробностей. В следующих главах мы собираемся дойти до самой сути каждой категории, применяя полученные знания как можно точнее к вашим конкретным обстоятельствам. Мы собираемся выяснить истинную природу содержания вашей личности, как на сознательном, так и на бессознательном уровне. И мы собираемся сделать это с точностью независимого, структурированного наблюдения. Помните, в этих внутренних факторах заключена ваша действительная власть, ваша реальная возможность влиять на представление о себе. Это не просто игра слов. Это то место, где «колеса становятся на асфальт» в вопросе контроля за самооценкой и жизнью.

Следует начать с того, что для многих людей все это сплошная путаница. Когда я говорю о внутренних факторах, вполне понятной реакцией бывает следующая: «Он просит, чтобы я исследовал собственное мышление с помощью собственного мышления. Это похоже на хороший рецепт от головной боли». Действительно, замкнутый круг. Верьте мне, это не так. Я не собираюсь посылать вас на вершину горы без карты и просить, чтобы вы там поразмышляли о своей личности и ее сути. Я собираюсь задать вам ряд совершенно определенных вопросов и, опять же, хочу попросить, чтобы вы записали свои ответы в конфиденциальный дневник. Запись ответов чрезвычайно важна, потому что она указывает нам меру объективности. Путаница идет от попытки наблюдать себя и свое мышление без записи наблюдений; это как попытка рассмотреть свое лицо без зеркала — дело кончится головной болью, уверяю вас. И наоборот, записывая свои ответы, вы обретаете внешнюю перспективу внутренних событий. Ваш дневник станет зеркалом, отражающим то, что происходит в душе и сознании.

Есть и другой интерес, который мы собираемся удовлетворить. Вы можете подумать: «Эй, но я ведь не думаю о себе так много. Не такая уж я «шишка»! К чему мне разбираться во всей той умственной деятельности, которая идет у меня в голове?»

Неверно! Я гарантирую вам, что в умственной деятельности, которая происходит внутри вас (не внутренний диалог, который идет в реальном времени), есть настолько быстрая часть, постоянно повторяющаяся, такая заученная, что «срабатывает» фактически как автомат. Если повторять процесс много раз снова и снова, то вскоре перестаешь разбивать его на отдельные этапы или мысли.

Вспомним, например, как мы ведем машину. Нам не нужно думать о том, что мы делаем. Не глядя, мы вставляем ключ зажигания. Существует мышечная память и привычки, которые настолько глубоко укореняются, что становятся автоматическими.

Это же касается и мыслей. Можно «проскочить» по всем ярлыкам, пленкам и предубеждениям с невероятной быстротой, можно вспомнить целую серию наблюдений за собой и суждений буквально в мгновение ока. Это может происходить настолько быстро, что вы даже не успеете осознать, что что-то делаете.

Для того, чтобы разобраться в том, как внутренние факторы способны повлиять на нас, нужно ощутить их скорость — насколько автоматически, мгновенно некоторые из них срабатывают. Хорошим примером сверхбыстрого мышления является змеебоязнь. Я имею в виду людей, которые испытывают сильнейший, иррациональный страх перед змеями, в отличие от остальных, которые могут змей не любить, постараются их обойти при встрече, но все же не испытывают мгновенного желания выпрыгнуть из окна, узнав, что кто-то мог принести змею в эту комнату год назад. Я говорю о людях, впадающих в панику при одной мысли о змее, которые отчаянно стараются избежать любых обстоятельств, в которых может хоть как-то присутствовать какая-нибудь змея. Их страх настолько велик, что способен полностью парализовать.

Если усадить такого человека на стул и поспросить его рассказать, что такого страшного он находит в змеях, он мог бы ответить: «Они ужасны! Это скользкие, противные и порочные исчадия ада. Они могут укусить, отравить своим ядом и убить меня. У них дьявольские глаза. Они холодны и коварны. Они могут вползти вам в рот и вылезти из уха! От них можно кричать и верещать, и наделать в штаны, это как минимум. Это просто ужасные, холодные и липкие создания».

Все эти утверждения — человеческие пленки о змеях. Теперь представьте себе, что, когда этот человек все еще сидит перед вами, вы вдруг вываливаете перед ним клубок змей. Он не успеет подумать или мысленно произнести даже часть своего монолога: « Они пугают меня. Они скользкие. Они могут укусить и убить меня. У них дьявольские глаза...» и т. д. Человек не может думать так быстро — вы знаете это на собственном примере.

В то самое мгновение, когда этот человек увидит физическую реальность в виде змеи, он немедленно завопит «Змея!», после чего мгновенно потеряет все свое рациональное мышление. В панике он будет стараться отскочить, спрятаться под стол или выпрыгнуть в окно, не думая о том, что может причинить себе вред. Слово «змея» я использую как обобщающее понятие для всей совокупности убеждений, которые человек усвоил относительно змей. Это понятие стало символом, который охватывает целый комплекс неприятных страхов, связанных со змеями, так что человеку не нужно вспоминать список из пяти или десяти предложений о том, почему змеи так отвратительны. Все, что ему достаточно зафиксировать, это — «змея», он мгновенно понимает, что «дело — дрянь», и вот он уже на подоконнике! Этот символ или обобщающий термин так хорошо усвоен, что все происходит очень быстро, как будто тело и мозг человека «на автопилоте». То же случается и с вами, только вместо «змеи» вашими терминами могут быть: «неудачник» или «в ловушке», или «никчемный».

Когда я говорю «затвержен» или «вызубрен», я имею в виду, что реакция или мысль стали своего рода стенографическими знаками. Это похоже на известную историю о том, как заключенные рассказывают анекдоты. Они уже рассказали их друг другу столько раз, что присвоили им номера: стоит кому-нибудь назвать номер, как весь пусть даже очень замысловатый анекдот мгновенно всплывает в памяти у каждого. Стоит одному сказать: «Сорок один», — и все смеются. Другой говорит: ,,Двадцать девять», — и все смеются снова. Они знают, что скрывается под каждым номером. За счет многократного повторения анекдоты сжались до ярлыка в виде номера, под которым «упакована» автоматически разворачивающаяся информация.

Пегги была моей закадычной подругой и очень гордилась своей независимостью и тем, что создала и развила собственный очень успешный бизнес. Она обратилась ко мне с просьбой помочь ей подготовиться к своему пятому замужеству. Она призналась, что очень влюблена в своего будущего мужа, но так же она была влюблена и в предыдущих четырех мужей. Было видно, что она боится еще одного неудачного опыта, поэтому думала, что хороший совет, что-то такое, чего она не слышала прежде, поможет ей, наконец, стать счастливой.

Вместо совета я усадил Пегги, попросил ее успокоиться, расслабиться, затем закрыть глаза, вообразить себя уже в браке с будущим мужем и сообщить мне, какие мысли проносятся у нее в голове. Как только Пегги прислушалась к своей мыслительной деятельности, она стала говорить примерно следующее: «Хотелось бы ошибиться в опасениях, что Гарри окажется столь же слаб, как мой отец, и не сможет поддерживать меня. Гарри наверняка очень мил, но достаточно ли он толков, ведь его работа такая нестабильная. Но я уверена, что все будет в порядке, потому что я сама наведу порядок».

Я записал ее слова, пока она их произносила, а когда она была готова приступить к анализу, дал ей их прочитать. Она была шокирована тем, что говорила, и своими очевидными страхами, предубеждениями и позицией относительно Гарри. Эти пленки и опасения могли или не могли присутствовать в ее прошлых взаимоотношениях, но в этом случае они были очевидны. Понятно, что сообщая себе, что Гарри может оказаться слаб, как ее отец, и что она может быть разочарована и должна будет «наводить порядок», она уже защищала себя на будущее от уязвимых отношений с мужем, которого она не могла уважать. По всей вероятности, если бы она сохранила эти «установки» в своем сознании, это была бы прямая дорога к очередному разводу. И все это проносилось в ее сознании так быстро, что у нее не возникало никакой сознательной боязни, что она настраивает себя на провал. А как насчет вас? У вас тоже есть «автоматические» мысли, при этом они необязательно касаются змей или мужей. У вас также есть такие «экспресс»-мысли и внутренние реакции по поводу себя, причем они так заучены и настолько быстры, что вы не осознаете, как они воздействуют на ваше поведение и представление о себе. Вам нужно научиться замедлять эти мысли и внимательно к ним прислушиваться.

Возникает вопрос: «Если эти мысли столь быстры, что же можно с ними делать?» Опыт Пегги предлагает некоторые решения. Среди невероятных способностей, которыми мы обладаем, есть умение замедлять ход мыслей, как бы нажимать кнопку «замедленное воспроизведение» и переводить поток сознания в спокойный размеренный темп, так что можно прислушаться и успеть все записать. Для того, чтобы этого добиться, нужно, во-первых, стать очень спокойным, а во-вторых, ответить на ряд «трудных» вопросов о том, что вы думаете о себе. Делая так, вы начнете ставить под сомнение свои внутренние процессы. Вы начнете сверять их по маленьким составным элементам сознательной реальности. А после того, как вы выясните, что происходит у вас в мыслях, станет возможным все это изменить.

Я уверен, что когда мы начнем внутреннюю «ревизию», замедлим ваше автоматическое мышление и зафиксируем все это письменно, чтобы внести элемент объективности, вы будете совершенно поражены тем, как сами настраивали себя действовать и чувствовать то, что сейчас. За счет такой ревизии вы обретете доступ к мощным рычагам воздействия на собственное представление о себе. Вы увидите, что многое из него расходится с вашим подлинным «я», но составляет базу той жизни, которую вы так пассивно и безвольно ведете.

Рассматривая в микроскоп при ярком свете эти внутренние события, вы можете теперь наблюдать, оценивать и избегать того, что до сих пор коварно отстраняло ваше существование от истинной сути. Чтобы отыскать дорогу назад к подлинному «я», вам нужно знать об этих внутренних реакциях. Вы должны изучить, как ваши внутренние процессы привели к вымышленному «я», только тогда вы сможете определить негативные влияния на ваше представление о себе. Если у вас в автомобиле упало давление масла, то дело в двигателе, а не в манометре. Если вы живете вымышленной жизнью, которую не сами себе придумали и которая не по вам, проблема в ваших внутренних реакциях, а не обязательно в событиях внешнего мира, которые произошли с вами.

Внешние факторы всегда будут стараться «подложить свинью». Электричество может быть отключено. Мастер может опоздать. Вы не получите повышения. Эти события кажутся не столь трагичными, если смотреть на них объективно, но если ваши внутренние реакции на них будут достаточно «ядовиты», они могут в конечном счете стоить вам здоровья. Я говорю вам это для того, чтобы вы восприняли мои слова очень, очень серьезно. Вы можете не иметь возможности изменить то, что происходит во внешнем мире, но вы определенно способны изменить то, как вы реагируете и усваиваете это. За эту задачу стоит взяться. Давайте начнем «ревизию» и наметим цели, заслуживающие перемен.