Ваша система ценностей формируется на основе ваших убеждений, а они, в свою очередь, являются производными от двух главных факторов:
- Обстоятельств вашей жизни — как прошлых, так и настоящих
- Вашего опыта — как положительного, так и отрицательного
Легко можно представить себе среду и опыт, под влиянием которых могли бы сформироваться следующие убеждения:
- В каждой личности заложен потенциал для того, чтобы добиться успеха в определенной области.
- Что бы мы ни делали, это не изменит порядка вещей.
- Я отношусь к сотрудникам так же уважительно, как хотел бы, чтобы они относились ко мне.
- Перемены дадут мне и моим сотрудникам шанс показать, на что мы способны.
Руководители заботятся только о себе — их не заставишь более внимательно относится к людям, с которыми они работают.
Когда принимается подобная система понятий, начинает складываться и система ценностей. Только сформировавшись, она становится самостоятельной силой, определяющей ваши суждения и решения.
Личная система ценностей служит путеводной звездой и помогает определять приоритеты в работе.
Система ценностей компании
Важность наличия системы ценностей у организации легче понять, рассмотрев ситуацию, когда она отсутствует. В этом случае люди лишены связующего начала, основанного на стремлении к общей цели, и нет ничего, организующего процесс принятия решений.
Сетью ресторанов руководят пятеро управляющих, ни один из которых не имеет ясно оформленной системы ценностей. Если двум из них поручить проверить остальных, их отчеты будут различаться коренным образом, поскольку каждый из них подойдет к проблеме, исходя из своих приоритетов. Руководители проверяемых предприятий были бы дезориентированы этими выводами, поскольку никто из них не знал бы, чего ожидать в следующий раз.
Система ценностей, принятая в организации, должна:
- Давать четкие ориентиры для принятия решений
- Создавать атмосферу доверия
- Помогать определению приоритетов в работе
- Способствовать повышению квалификации
- Пресекать интриги
- Определять политику в области подбора кадров
Процветающие фирмы имеют четко определенную систему идеалов и ценностей, которая находит ясное отражение в их стратегии, политике и принимаемых решениях. Для организаций, постоянно стремящихся повышать качество товаров или услуг, типичны следующие ориентации:
- Нам нужны люди, желающие проявить свои лучшие качества, и мы, в свою очередь, ждем от них именно этого.
- Независимо от того, с кем мы имеем дело — будь это наш клиент, поставщик или коллега, — мы относимся к нему с уважением и так, как хотели бы, чтобы относились щнам-
- Мы уверены, что забота о благосостоянии коллектива и поддержание добрых взаимоотношений между людьми имеет большое значение не только для успешного ведения дел, но и в более широком социальноМконтексте.
- Любые изменения должны быть направлены на улучшение состояния дел и удовлетворение всех потребностей клиентов.
- Взаимоотношения между людьми — это жизненная сила нашего бизнеса, поэтому им, необходимо уделять такое же внимание, как и бизнесу.
Выбранные вами ворионты решения необходимо оценить с точки зрения их приемлемости, возможности реализации и степени риска. ДЛИ этого вы должны иметь представление о своих возможностях в оценке ситуации и о том, какую роль при этом может сыграть система ваших ценностей и взглядов.
Хотя большинство руководителей не осознают этого, между системой ценностей и процессом принятия решений существует неразрывная связь.Поэ-тому вам будет полезно выработать четкое представление о системе ваших ценностей и о том, как она соотносится с системой ценностей организации в целом.