Выбор наилучшего варианта

На заключительном этапе принятия решения отбирается лучший вариант из списка разработанных и оцененных вами. Несколько технических приемов помогут вам в этом трудном деле.

За и против.

Это, наверное, наиболее широко используемый метод принятия решений. Составляется список, в котором указываются преимущества и недостатки разных способов действий, затем выбирается вариант, дающий больше преимуществ. Если и после этого нет окончательной ясности, необходимо перейти к следующему этапу, на котором относительная важность каждого варианта оценивается по десятибалльной шкале. Выбор осуществляется по наибольшему количеству баллов.

Руководители небольших компаний взвешивают за и против путем логических выводов.

  • За: мы получим больше места для размещения оборудования (5); мы сможем набрать новый штат (8); новый офис будет производить лучшее впечатление на клиентов (8); мы сможем расширить сферу предоставляемых услуг (7); будет создана более благоприятная атмосфера для работы (7).
  • Против: резкое повышение стоимости (9); потеря дорогостоящего времени (6); на какое-то время , придется прекратить наш основной бизнес (8); новые помещения не столь уютны и удобны, как старые (5).

Нетрудно догадаться, какой вариант одержит верх в этом споре.

Если используется групповой метод поиска решения, можно организовать плодотворную дискуссию с другими управляющими о том, как они оценивают различные факторы.

Достижение полного согласия.

В этом случае дискуссия ведется до тех пор, пока все не придут к единому мнению. Этого нельзя достичь, если:

  • Не каждый будет искренен, выражая свои чувства и мнения.
  • Не каждый из участников получит возможности высказаться.
  • Не все участвующие во встрече будут чувствовать, что решение явилось результатом плодотворной дискуссии и согласия.

Голосование.

Этот метод широко применяется в тех случаях, когда трудно достичь консенсуса, но каждый из при-
сутствующих согласен признать результаты голосования.

Группа управляющих обсуждала, какие цвета использовать для оформления нового фирменного знака. Жанет оказывала предпочтение голубому и серому, уверяя, что эти цвета символизируют мастерство, качество, надежность. Роджер, со своей стороны, был уверен, что абрикосовый и темно-красный цвета подошли бы лучше, Поскольку они естественнее воспринимаются, гармоничны и больше понравятся всем —- как клиентам, так и членам коллектива.

В течение нескольких минут все наблюдали, как два противника вели борьбу, яростно споря по каждому пункту. Все это время группа слушала спорщиков в изумленном молчании. Наконец, когда начало казаться, что из тупика нет выхода, предложили решить вопрос голосованием. Без колебаний все, кроме Жанет, проголосовали за оранжевый и красный.

Разбивка на группы.

Мы уже обсуждали технику разбивки на группы (в главе 4). Обычно этот метод используется после "мозговой атаки", когда группа имела дело с большим количеством идей, часть которых была совершенно неприемлемой, а другие — относительно реалистичны. Идеи разбиваются на отдельные группы — предпочтительно под каким-то общим названием или по какому-то признаку. Затем вы можете или исключить группу из рассмотрения, или преобразовать в подходящий для рассмотрения вариант. Преимущество этого метода заключается в том, что все мало-мальски перспективные идеи могут быть скомбинированы и адаптированы без риска упустить какую-либо из них. Заключительный шаг — это оценка их с использованием одного из приемов, описанных в этой части книги.

Переговоры.

  • Если побеждаю я — проигрываешь ты.
  • Если побеждаешь ты — проигрываю я.
  • Если мы договариваемся, то выигрываем оба.

Переговоры — это путь к достижению компромисса. Такой метод может быть использован, когда стороны, придерживающиеся противоположных точек зрения, должны найти взаимоприемлемое решение.

Часто он применяется при согласовании платежей или годового бюджета. При этом вы должны быть уверены, что частичные потери в одной области компенсируются приобретениями в другой. Цель переговоров достигнута, если каждая сторона чувствует себя победителем.

При подготовке к переговорам задайте себе следующие вопросы:

  1. Какой цели я хочу достичь?
  2. До какой степени я готов к компромиссам в случае необходимости?
  3. Каковы мои позиции для отступления?
  4. Чего хочет противоположная сторона?
  5. Как я могу убедить другую сторону, что она получит то, что желает?

Окончательная проверка.

Прежде чем сделать последний шаг и обнародовать свое решение, удостоверьтесь:

  • Что вы вполне уверены в этом решении и удовлетворены им (если нет, можете ли вы что-нибудь сделать, чтобы рассеять свои сомнения?).
  • Что оно понравится вашему шефу (если нет, есть ли возможность дополнительно поработать над решением?).
  • Что оно будет принято вашими коллегами и членами команды (если нет, сможете ли вы убедить их в правильности принятого решения?).
  • Что принятие этого решения не окажет отрицательного влияния на будущие решения (если да, то в чем это будет заключаться?).
  • Что вы полностью рассмотрели все варианты (если нет, не поздно подумать еще раз).
  • Что вы обдумали все последствия вашего решения (если нет, стоит затратить немного времени, чтобы попробовать предсказать их).

Если вы подошли к решению проблемы системно и ответили но все вышеперечисленные вопросы,, можете уверенно принимать решение.