Организация бухгалтерского учета является не только тяжелой обязанностью по отношению к финансовой службе, но еще и важнейшим инструментом по управлению Вашим предприятием. Ведение бухгалтерского учета позволяет осуществлять контроль за имуществом и долгами, а также экономичностью предприятия. Вы можете обратиться к статистическим данным по предпринимательству и сделать для себя выводы на будущее. Ведение бухгалтерского учета — это тот фундамент, на котором строится вся калькуляция и переговоры по кредитам с банками и поставщиками. И последнее, но не менее важное.
На основе бухгалтерского учета осуществляется правильное налогообложение.
Какие бы журналы Вы ни вели на своем предприятии, Вам, в первую очередь, нужно решить, какой цифровой материал Вы будете использовать для управления предприятием. В любом случае Ваш бухгалтерский учет должен отвечать минимуму требований, установленному налоговым и торговым правом.
Вести правильный (двойной) бухгалтерский учет обязаны:
- коммерческие лица, внесенные в торговый реестр (открытые торговые общества, коммандитные товарищества, общества с ограниченной ответственностью и товарищества);
- коммерческие лица, чьи предприятия ручного труда по виду и объему требуют коммерчески организованного бухучета;
- предприятия, чей оборот превышает 500000 ДМ в год, имущество — 125000 ДМ и прибыль, соответственно, — 360000 ДМ в год.
Вам предстоит осуществлять, систематическую текущую запись всех наличных и безналичных финансовых операций (кассовая книга, главная книга) и вести журнал поступления/выбытия товара, при этом помня «Основные положения правильного бухучета». В соответствии с «Основными положениями» Ваши записи должны вестись честно, давать полный обзор текущей деятельности, без пропусков. Они должны быть выполнены соответствующей пастой, четким, разборчивым почерком. Особенно важно то, чтобы каждый расход был подтвержден документально. Для небольших расходов, например, чаевые, сборы на автостоянке, телефонные разговоры по чужому аппарату, Вы можете представить и собственные расписки, являющиеся действительными для финансовой службы в том случае, если Вы сможете дать убедительное объяснение своим расходам. В конце года Вы обязаны провести инвентаризацию и представить баланс с отчетом о финансовых результатах и их использовании.
Если Вы занимаетесь свободным видом профессиональной деятельности, представляете небольшое объединение или же принадлежите к числу мелких коммерсантов (см. главу 6), то достаточно будет и записей, то есть ведения одной кассовой книги и упорядоченного собрания банковских поручений и выписок с соответствующими расписками. В конце года следует выставить отчет о фактических расходах и доходах, где выявляется остаток на конец года. Если у
Вас ремесленное предприятие, то необходимо ведение журнала поступления/выбытия товара.
Тем, кто не обязан вести бухучет, но, несмотря на это, все-таки ведет все журналы, нужно вести их по всем правилам и предъявлять финансовым службам.
Кроме всего прочего, все самостоятельные предприниматели обязаны вести определенный учет налоговых платежей, на который следует обратить внимание. Вы обязаны вести список основных средств, чтобы осуществлять расчет годовых отчислений на износ.
Если на Вашем предприятии заняты другие сотрудницы, Вам нужно вести учет средств, выделенных на оплату труда. Кроме того, виды расходов, такие как подарки сотрудникам, командировочные, обслуживание и др., учитываются особо.
Уже во время подготовки Вы должны собирать всю финансовую документацию, чтобы уменьшить налог на расходы, связанные с открытием собственного предприятия. В финансовой службе признаются затраты на командировки, посещение ярмарок, исследования, литературу, объявления, телефонные переговоры, почтовые расходы и т. д.
Если обязанности по бухучету не выполняются или выполняются частично, финансовая служба может отклонить бухгалтерский учет. В этом случае за основу при налогообложении берется производственный результат, что всегда является недостатком, поскольку действительные расходы (издержки) преуменьшаются.
Поэтому при организации бухгалтерского учета Вы в любом случае должны привлекать специалистов. Если Вы и Ваши партнерши не обладаете достаточными знаниями в этой области или же другие дела на предприятии забирают все время, то лучше передать текущее ведение финансовой отчетности и бухгалтерских книг в налоговую консультацию или бухгалтерское бюро. С этим, конечно, связаны дополнительные расходы. Расходы Вам предстоят и в том случае, если в конце года придется отдать подготовленную Вами документацию на проверку.
Если издержки по бухучету в сфере Вашей деятельности не столь сложны и регулярны, Вы вполне можете сами с этим справиться, посетив соответствующие курсы повышения квалификации. Торговыми палатами, объединениями, народными высшими школами и др. общеобразовательными учреждениями предлагаются курсы по бухучету, где можно получить базовые знания.