Если Херцберг видел в ощущении успеха сильнейший мотиватор, то Абрахам Маслоу был убежден, что самое сокровенное желание человека — это самовыражение, самореализация. Человек стремится к самосознанию, к собственным представлениям о смысле жизни. Как этого можно достичь? Для большинства здесь нет никаких сомнений: через собственный труд и его результаты.
Мы все немного музицируем, рисуем, рукодельничаем. Люди издавна искали удовлетворение в осмысленном труде — в выращивании цветов, возделывании земли, строительстве дома, конструировании машин, лечении болезней, мореплавании, множестве других видов производственной и непроизводственной деятельности. С растущим разделением труда частичные операции настолько теряли смысл, что в конечном итоге профессиональная деятельность все чаще воспринималась как бессмысленная, а самовыражение из деятельности ушло. Не только разделение труда, но и деятельность, связанная с управлением, планированием, организацией, только условно может дать право с гордостью вечером, обозрев прошедший день, сказать себе: это моя работа, в ней — часть меня самого. В той мере, в какой результат труда не отражает Я работающего, и самовыражение невозможно, высший, по Маслоу, мотиватор оказывается под угрозой.
По крайней мере на рабочем месте. Там, за дверями учреждений, бюро, организаций и фабрик, заманчивая форма самовыражения: выращивание винограда, конструирование авиамоделей, работа в саду, спорт, собственный дом, собственная машина. Все это куда привлекательнее чисто отпечатанных деловых писем, подведения ежедневного баланса расходов и доходов, бесконечной писанины, составления различных обзоров. И конечно, лучше, чем потеря сил на рабочем месте, поучения, критика или отсутствие интересной работы.
Может ли сотрудник найти свое Я?
Мотивационный кризис ощутим ежедневно, ежечасно. Он угрожает предприятиям и организациям. Он ставит под угрозу дееспособность и конкурентоспособность нашего народного хозяйства. Что можно ему противопоставить?
Если мы знаем причины этого кризиса, то мы, т. е. компетентные управляющие, можем с ним бороться: сделать успех достижимым для сотрудников, придать их работе смысл, сделать ее интересной, требовательной, ответственной. Управляющий не должен быть всегда самым первым, самым умным, самым быстрым, самым великим. В противном случае сотрудник принимает сигналы: ты глупей, неповоротливей, меньше меня.
Таким путем легко «размагнитить» и «демонтировать» работника. Действительно привлекательную для вас и для всего общества цель можно сформулировать так: путем самореализации Я многих из нас прийти к самореализации НАС. Тогда не общая польза будет идти впереди личной, а из личной пользы каждого сложится наша общая польза.