Гораздо легче произнести речь, скользя по поверхности, чем углубляясь в факты. Но когда вы идете по этому легкому пути, вам гораздо труднее произвести впечатление на аудиторию. После того как вы сузили тему речи, вам следует задать себе несколько вопросов. Таким образом, вы сможете глубже проникнуть в тему выступления и выглядеть авторитетно. Аудитория должна почувствовать, что вы прекрасно знаете то, о чем говорите. Спросите себя: «Почему я считаю именно так? Когда я видел примеры этому в собственной жизни? Что именно я пытаюсь доказать? Как это случилось?»
Такие вопросы влекут за собой ответы, которые дают вам дополнительную власть над аудиторией. Только ответив на них, вы сможете удержать людей в зале и заставить внимательно слушать ваши слова. Лютер Бербанк, знаменитый ботаник, сказал, что он выращивает миллионы растений, чтобы выбрать из них всего лишь одно или два, обладающие уникальными качествами. То же самое справедливо и в отношении публичного выступления. Подберите для речи сто мыслей и идей, а потом отбросьте девяносто.
«Я всегда пытаюсь собрать в десять раз больше информации, чем мне нужно На самом деле, а порой даже и в сто», — признался не так давно Джон Гюнтер. Автор бестселлеров говорил о том, как он готовится к написанию книги или к публичному выступлению.
Один случай из его жизни подтверждает слова писателя. В 1956 году мистер Гюнтер работал над "серией статей о психиатрических больницах. Он посещал больницы и институты, беседовал с врачами, посетителями и пациентами. Мой друг сопровождал его, оказывая некоторую помощь. Он рассказал мне, что они исходили бесчисленные мили вверх и вниз по лестницам, по коридорам, они ходили из здания в здание, день за днем. Мистер Гюнтер исписал множество блокнотов. Вернувшись в офис, он принимался за изучение правительственных и государственных отчетов, сообщений из частных клиник и статистики.
«В конце концов, — рассказал мой ДРУГ, — он написал четыре короткие статьи, достаточно простые и интересные, чтобы быть хорошими речами. Бумага, на которой они были напечатаны, весила не больше нескольких унций: Вес же исписанных блокнотов и изученных материалов явно превышал двадцать фунтов».
Мистер Гюнтер знал, что он работает в корзину. Он знал, что не сможет использовать все собранные материалы. И все же он собирал все, что только было в его силах, чтобы потом извлечь из этой кучи жемчужные зерна.
Мой приятель, хирург, говорил мне: «Я могу научить тебя вырезать аппендикс за десять минут. Но мне потребуется четыре года, чтобы объяснить тебе, как надо поступать, если что-то пойдет неправиль-но». То же самое происходит и с публичными выступлениями. Вы должны быть готовы к любой непредвиденной ситуации. Например, предыдущий оратор сказал что-то такое, из-за чего вам придется сместить акценты в своем выступлении. Или кто-то из публики задаст вам очень сложный вопрос по поводу темы вашей речи.
Вы тоже можете пользоваться дополнительными источниками, обдумывая тему речи до самого момента выступления. Не откладывайте эту работу, пока до выступления не останется день-два. Если вы заранее выбрали тему, то у вас есть неоценимое преимущество — ваше подсознание будет работать на вас. В свободное время, когда все дела закончены, вы можете снова вернуться к теме выступления, отшлифовать идеи, которые вы хотите донести до аудитории. Вы можете обдумывать свою речь по дороге домой, ожидая автобус, сидя в вагоне метро или стоя в очереди. Именно в этот «инкубационный» период оратора посещают вспышки озарения. И то, что у вас хватает времени на тщательное обдумывание выступления, — это неоспоримое преимущество.
Норман Томас, выдающийся оратор, умевший удерживать почтительное внимание огромных аудиторий, часто не разделявших его точку зрения, сказал: «Если речь важна и ответственна, то оратор должен жить с ней, крутить ее в мозгу снова и снова. Он будет поражен тем, сколько прекрасных примеров и способов донести свою точку зрения до слушателей придет ему в голову, когда он просто идет по улице, или читает газету, или принимает душ, или просыпается. Посредственная речь, как правило, является очевидным и естественным отражением посредственного мышления, а также следствием посредственной подготовки и недостаточного знакомства с темой».
Если вы готовитесь к публичному выступлению, вы испытываете сильное искушение написать свою речь слово в слово. Постарайтесь не делать этого. Если вы набросали план, то этого должно быть достаточно. Вы сможете наполнить его более конструктивными мыслями. Кроме того, написав текст, вы можете выучить его наизусть. Марк Твен как-то сказал о речах, выученных наизусть: «Написанный текст — это не речь. Это литературное произведение, застывшее и не поддающееся изменению, его нельзя с энтузиазмом произнести вслух. Если вы должны зажечь аудиторию, а не проинструктировать ее, то подобные тексты следует размять, сломать, превратить в разговорную речь и придать им форму непринужденной беседы. Иначе они усыпят ваших слушателей — и уж никак не зажгут их».
Чарльз Ф. Кеттеринг, чей гений изобретателя способствовал росту и развитию компании «Дженерал моторе», был одним из самых выдающихся ораторов Америки. Когда его спросили, записывает ли он хотя бы частично свои прекрасные, берущие за душу речи, он ответил: «То, что я должен сказать, слишком важно, чтобы я мог доверить это бумаге. Я предпочитаю записывать свой речи в разуме моих слушателей, в их эмоциях и сердцах. Лист бумаги не должен стоять между мной и теми, для кого я выступаю».