Легче всего исправить положение, когда человек предъявляет к самому себе, к своим способностям чрезмерно высокие требования. Наш мозг просто не в состоянии обеспечить максимальное внимание в течение нескольких часов. Напряжение и расслабление взаимосвязаны; за напряжением должны следовать паузы. Если человек занят какой-либо однородной работой, требующей значительного напряжения, целесообразно придерживаться следующего ритма: после 45 мин работы делается перерыв на 10 мин.
Некоторым следует делать паузы даже несколько раньше. Это позволит сохранить работоспособность в течение длительного времени. Мнимые потери времени будут компенсироваться повышением качества работы. Перерывы по возможности следует проводить в движении, на свежем воздухе. Не надо забывать и о дыхательных упражнениях. Если паузы растянуты, труднее бывает вновь приступить к работе. Это вводит в искушение тех, кто от нее «бежит». Соблюдать установленный «регламент» помогут небольшой будильник или часы с сигналом.
Труднее выявить и устранить сидящие в нас самих «факторы», мешающие концентрации внимания. Сюда относятся всевозможные защитные реакции, отношение к работе, самочувствие, внутренние отвлекающие маневры.
Наставники медитации в странах Востока называют европейцев «грезящими наяву», т. е. считают нас людьми, которые никогда не живут в реальном мире, а, наоборот, построили для себя мир грез. Тот, кто критически понаблюдает за собой, заметит, как часто на работе он предается совсем другим мыслям, сколько разных вещей он делает как бы между делом, не «присутствуя» при этом головой. Жить в «сейчас» — цель многих упражнений на расслабление и концентрацию внимания. Нам есть где и на чем тренироваться.
Распорядок дня дает нам для этого все возможности. Кто попытается воспринимать вещи осознанно, выполнять даже простые работы при включении всех чувств, удерживать мысли на конкретной работе, сразу почувствует, как мозг начнет уводить его в сторону. Вернуться мыслями к предмету, поддерживать предельное внимание совсем непросто. Для этого необходима тренировка. Если удастся добиться максимальной концентрации внимания хотя бы на несколько минут, можете считать это успехом.
Необходимо, конечно, выявить внутренние источники помех. «Что постоянно отвлекает меня?» Это могут быть какие-либо нерешенные проблемы, желающие таким образом до вас «достучаться», неприязнь к работе, которую именно сейчас надо делать, неудовлетворенные потребности (сон, голод, жажда и т. п.), результат различных безобидных наблюдений, которые отложились в мозгу, и т. п. Это может быть и задание большой важности, из-за которого приходится прерывать начатую работу. Помехи имеют в работе абсолютное преимущество, что относится и к помехам «изнутри». Едва появившись, они начинают отнимать энергию, которая необходима для работы. Тот, кто сразу же всеми силами стремится их устранить, тем самым уже совершает ошибку. На это уходит еще больше энергии. А помехи остаются и все время дают о себе знать.
Правильнее поступает тот, кто «констатирует» те или иные мешающие работе факторы и потом определенным образом ведет с ними борьбу. Иногда следует для памяти записывать ключевыми словами отвлекающие от работы мысли. Тогда не надо будет больше держать их в уме и тратить на это энергию.
Конечно же, не каждую мешающую работе мысль можно выбросить из головы, зафиксировав на бумаге. Это, как правило, мысли о личных проблемах, конфликтах, заботах и страхах.
Когда те или иные факторы существенно осложняют концентрацию внимания, лучше пользоваться другими методами. Следует прервать работу на одну-две минуты и попытаться выяснить, почему на переднем плане стоит именно данная проблема. Что вызвало эту ассоциацию? Может быть, надо попробовать найти «стык», найти возбудитель реакции? Такие размышления могут, правда, вызывать неприятное ощущение или даже страх. Для снятия напряжения тут рекомендуются небольшие дыхательные упражнения или глубокое дыхание, движение. Лишь после этого следует снова приступать к работе, отодвинув на более поздний срок рассмотрение отвлекающих от дела проблем. Было бы лучше, естественно, если бы мы сразу устраняли мешающие концентрации внимания факторы, но для большинства людей это нереально.
Намного хуже попытаться идти сразу двумя путями, т. е. одновременно стремиться выполнить до конца работу и устранить источник помех. При возникновении тех или иных мешающих работе факторов желательно кратко остановиться на них, со всей энергией снова приступить к работе, чтобы потом уже заняться проблемой основательно.