Любой бизнесмен - в первую очередь человек, а его бизнес - часть быстроменяющегося мира, в котором бизнес не только порождает проблемы, но и представляет возможности для их технического решения, человеческого творчества на самом высоком уровне, совершенствования самого человечества. Поскольку бизнесмен работает с людьми и для людей, от него, также, как и от учителя, врача, инженера, священника, требуется этическое поведение. Исторический опыт показывает, что наиболее известные и удачливые бизнесмены -люди высоко моральные и этичные.
Этика бизнеса изучает общепризнанные моральные нормы в бизнесе, рассматривает взаимосвязь целей и средств бизнеса со специфически человеческой целью -достижением полного совершенства человеком как личностью. Этика бизнеса обобщает особые обязательства, которые человек и гражданин принимает на себя, приобщаясь к миру бизнеса.
Главным моральным правилом этики бизнеса, как и во врачебной практике, является «не навреди!». Это означает, что бизнесмен обязан так строить и организовывать свой бизнес, чтобы умышленно не причинять зла и не наносить ущерба окружающим его людям, природе, экологии, обществу. Если же в результате деятельности бизнесмена возникает потенциальная угроза причинения зла или нанесения ущерба окружению, этика бизнеса рассматривает соответствие целей и результатов такой деятельности, разновидности и степени зла и побочных вредных результатов, меру ответственности бизнесмена, его права и обязанности, анализирует неясные ситуации в бизнесе (с точки зрения общепринятых норм морали, права, целесообразности и т.п.).
Вот некоторые важные положения этики бизнеса:
- Очевидная и простая на первый взгляд мысль, что необходимо творить добро и избегать зла, усложняется в применении к миру бизнеса. В большинстве случаев результаты и цели достаточны для анализа и оценки того, соизмеримо ли полученное добро со злом, появление или риск появления которого допускается. Абсолютное большинство этических проблем в сфере бизнеса требует и взвешивания последствий, и детального анализа намерений.
- Общество предусматривает, что фирмы производят и распределяют полезные товары и услуги по обоснованным ценам. Бизнесмены и их менеджеры, отвечающие за это, имеют права и обязанности, определяемые и ограничиваемые как обществом в целом, так и самой фирмой. Вывод: этика бизнеса, как и сам бизнес, существуют только в общественном контексте, где власть бизнеса и власть правительства должны ограничиваться как в интересах общества в целом, так и в интересах абсолютных прав граждан. (Абсолютные права гражданина имеют преимущества перед правами и компаний, и общества в целом. Это означает, что человек никогда не может быть прямо и умышленно подчинен благу какой-либо группы.)
- За исключением некоторых семейных фирм, компании должны нанимать на работу, продвигать по служебной лестнице (на более высокие должности) и увольнять с работы исходя из фактического или потенциального вклада сотрудника в успех фирмы. Главным и существенным фактором должно служить соответствие умения и квалификации работника данной работе. При увольнении с работы необходима не только уважительная (связанная с работой) причина, но и соблюдение всех прав и требований законодательства. Этика бизнеса рекомендует смягчать негативные последствия везде и всегда, где и когда это возможно.
- Хотя справедливость заработной платы в значительной мере является вопросом добровольности трудового соглашения и существующей практики, тем не менее, бизнес обязан сотрудничать с правительством и трудовыми союзами в вопросах расширения общественных источников дохода для обеспечения людям достойного уровня жизни. Такое сотрудничество приведет к стабилизации занятости. В трудовых отношениях бизнеса и наемной рабочей силы безопасность работников должна быть основным вопросом менеджмента. Бизнесмены и менеджеры обязаны осознавать (понимать), что принятые ими решения имеют неоднозначное влияние на работников. Поэтому руководителям необходимо быть особенно деликатными, внимательными и ответственными за возможные вредные последствия своих решений.
- Хотя компания имеет законный интерес к непосредственно связанной с работой деятельности работника, право на приватность (невмешательство в физическую, психическую и социальную сферу жизни человека) запрещает вмешательство в большинство сфер, а также ограничивает средства изучения (исследования) этих сфер. Спорные ситуации в этой области должны быть предметом трудового соглашения, коллективного договора или даже рассмотрения судом.
- Неэтично нарушать трудовую и исполнительскую дисциплину. Руководители обязаны предотвращать и пресекать такие явления, в противном случае их поведение является неэтичным, беспринципным и ведет к разложению коллектива (команды) и распаду фирмы (компании). Это, в свою очередь, противоречит интересам общества, и потому такие неэтичные действия руководителя не могут оставаться без соответствующей реакции общественности.
- Неэтично разглашать конфиденциальную информацию - будь она служебной или приватной. Разглашение конфиденциальной информации может привести к непредсказуемым и негативным последствиям.
- Неэтично использовать ресурсы фирмы или компании в личных (корыстных) целях. Руководители обязаны предотвращать такие явления, в противном случае их поведение является неэтичным и провоцирует работников на злоупотребления.
- Неэтично производить и реализовывать некачественную продукцию (товары и услуги). Продавцы поступают неэтично, если для извлечения выгоды вводят в заблуждение покупателя, пытаются использовать его эмоции или неосведомленность. Продавец обязан дать исчерпывающую информацию покупателю о реализуемой продукции. В других случаях, когда поведение продавцов не является причиной неспособности покупателя правильно распорядиться своими деньгами и продавцы не имели намерения воспользоваться этой неспособностью, к продавцам не может быть претензий. Однако моральная обязанность продавца в этих случаях - сгладить конфликтную ситуацию и удовлетворить потребности покупателя (либо компенсировать или уменьшить его убытки) всеми доступными способами.
- В реальной жизни люди бизнеса обязаны задаваться вопросами: Устанавливают ли они справедливые цены? Являются ли эти цены результатом свободных соглашений, защищающих законные интересы всех? Являются или нет их доходы результатом использования силы, жульничества и обмана, неосведомленности и эмоций? Во многих случаях они будут иметь достаточные основания, чтобы допустить зло или риск появления зла, которое они не в состоянии предотвратить никакими мерами или мероприятиями. Но поскольку бизнесмены сами являются важнейшей частью общества, их обязанность - предотвращать или уменьшать вредные последствия бизнеса, в том числе нарушение справедливости и законных прав граждан общества.
- Конкуренция является движущей силой прогресса, но не является абсолютным благом. Этика бизнеса требует от предпринимателей как можно больше учитывать потребности окружающих, поступать справедливо, гуманно, не превращая достижение прибыли в единственный смысл своей жизни.
- Неэтично желать зла конкурентам. В то же время, если один из конкурентов терпит убытки из-за того, что остальные конкуренты действительно работают эффективнее и качественнее, лучше откликаются на запросы покупателей, гибче реагируют на изменения рынка и конъюнктуры, то это не является неэтичным, так как соответствует духу честной и справедливой конкуренции и служит экономическому процветанию общества. В то же время все, что является нечестным в отношении потребителей, почти всегда является нечестным и в отношении конкурентов.
- Хотя кооперация конкурентов между собой обычно является и незаконной, и неэтичной, поскольку приводит к эксплуатации потребителей, существуют случаи, когда такая кооперация приносит пользу всем участникам экономического процесса. С другой стороны, жестокая и бескомпромиссная конкуренция, превращающаяся в войну, является несправедливой и неэтичной.
- Бизнесмены и менеджеры должны быть чуткими к окружающим и справедливыми к оценке результатов своей деятельности. Бизнесмен, фирма, компания, корпорация должны избегать конфликтов и стремиться к сотрудничеству как средству решения любых проблем, возникающих во взаимоотношениях между отдельными гражданами, группами, вне зависимости от их силы и общественного статуса. Такое сотрудничество не должно приобретать форму сговора, когда игнорируются интересы третьей стороны, а должно учитывать интересы абсолютно всех, даже самых низших по рангу и статусу.
Оценка бизнесмена как личности исключительно важна, поскольку единственным критерием оценки будущего всего мира бизнеса, так же, как и будущего всего человечества, является отношение каждого бизнесмена к окружающей среде, к тому, как и с каких позиций он и его компания рассматривают природу, окружающую среду и общество в целом.