Закрыть ☒

Как мотивировать работу подчиненных

Вы провели собеседование и приняли на работу новых сотрудников. Вы сориентировали их и обучили. Что дальше? Следующим шагом должна быть мотивация их к выполнению работы, к проявлению лояльности и самоотверженности по отношению к работе. Мотивация — это умение заставить человека захотеть выполнять то, что вы хотите, чтобы он выполнял.

Существуют три стороны мотивации — работа, сотрудники и руководитель, то есть:

  1. Работа должна рассматриваться как имеющая определенное значение и приносящая удовлетворение, а также как выполнение важной роли в общем производственном процессе. Сотруднику трудно гордиться своим трудом, если результат его неразличим в общем объеме продукции. Например, затягивание болтов на детали самолета может показаться более важным, чем складывание скрепок в коробочки, но если работой сотрудника является именно складывание скрепок в коробочки, он должен знать, с какой целью это делается и к какому результату ведет.
  2. Сотрудники должны осознавать, что несут определенную ответственность за выпуск той продукции, которую они делают — будь это реальная продукция или оказание услуги. Таким образом, у них должна быть определенная степень самостоятельности. Рабочее место также должно быть приятным, лишенным излишних стрессовых ситуаций.
  3. Руководитель должен оценивать и поощрять сотрудников за хорошо выполненную работу и вносить предложения относительно улучшения качества и скорости выполнения работы. Некоторые рабочие получают удовлетворение от самой работы — например, их изделия никогда не бракуются; другим может быть приятно получить благодарственное письмо; кому-то больше нравится, когда его приглашают на обед, предоставляют дополнительный выходной день или доверяют большую самостоятельность или ответственность. Выясните, что будет лучшим вознаграждением для ваших подчиненных.

Обычно большинство организаций ставит перед собой долгосрочные цели, характер которых весьма обтекаем, в то время как работники сосредотачиваются на ближайших целях — повышение зарплаты и улучшение условий работы. За плечами у многих работников годы негативного опыта, поэтому они думают, что компании просто эксплуатируют людской труд. Из каждой сотни работников от пяти до десяти человек были разочарованы каким-то связанным с работой происшествием, выходящим за рамки контроля компании. Такое разочарование приводит к отстраненности и осложняет менеджеру возможность создания атмосферы доверия.

Мотивация подчиненных — это очень трудная и самая важная задача для руководителя. Чем можно мотивировать людей? Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте разделим мотивацию на три категории: 1) как она связана с подчиненным; 2) как она связана с руководителем, и 3) как она связана с коллегами подчиненного.

Давайте начнем с подчиненного. Существуют четыре причины, способные мотивировать человека работать эффективно:

  • работа должна рассматриваться как средство достижения результата, такого, как, например, повышение в должности, увеличение зарплаты или просто получение еженедельного чека — зарплаты. Работу нужно по меньшей мере выполнять удовлетворительно, чтобы вас не уволили;
  • работа — это выполнение обязательств, уверенность в том, что вы обязаны работать как можно лучше. Позитивное отношение к выполняемой работе обычно основывается на этике, заложенной в семье, в школе, на культурных традициях;
  • выполнение работы дает вам ощущение достижения цели, удовлетворения;
  • работа — это способ усовершенствовать новое умение, приобрести новые знания, подняться к новым высотам. Мотивацией может служить любая из этих четырех причин — средство достижения результата, выполнение обязанностей, удовлетворение или приобретение и усовершенствование новых умений и навыков. Все это относится к личности человека.

Во-вторых, рассмотрим мотивацию в отношении к руководителю. Ваш босс может мотивировать вас к работе либо потому, что вы хотите порадовать его, либо потому что вы боитесь наказания. Боязнь наказания может быть, а может и не быть реальной, но так как часто она весьма реальна, вы работаете усердно и качественно. Если вы этого не делаете, вас могут наказать или даже уволить. Желая угодить боссу, вы стараетесь хорошо выполнять работу, потому что вам нравится босс и вы ждете вознаграждения. Такое вознаграждение не обязательно должно быть материальным, это может быть похвала, признательность, одобрительный взгляд. Боссы, способные на такого рода реакции, обычно заботятся о своих подчиненных и показывают эту заботу.

В-третьих, как связана мотивация с вашими коллегами. Исследования показывают, что рабочие группы, которые гордятся своей работой и лояльны к сотрудникам, более продуктивны, и члены таких групп получают большее удовлетворение от выполняемой работы. Интересно отметить, что менеджеры коллективов с высокой производительностью труда замечают, что вверенные им коллективы хорошо работают даже тогда, когда они, менеджеры, отсутствуют на рабочем месте, то есть руководство доверено целой группе, которая разделяет индивидуальные задания между своими членами.

Мотивирующий фактор здесь — стремление стать хорошим членом команды и заслужить уважение и признательность коллег. Влияние со стороны коллег, мотивирующее работника, очень сильно, потому что работники полагают, что если они не будут работать в соответствии с требованиями коллектива, их могут изолировать, не обращать никакого внимания, высмеивать или подвергнуть издевкам.

Другим фактором мотивации со стороны коллег может стать соревнование, стремление обогнать конкретного человека или другую рабочую группу. Здесь необходимо предупреждение — далеко не все люди любят дух соперничества, в особенности американский стиль «победа или проигрыш». В некоторых культурах основное внимание уделяется сотрудничеству и групповым усилиям — самопожертвованию ради успеха всей группы. Исследования показывают, что, вступая в противоречие с общеизвестным убеждением, женщины так же, как и мужчины, заинтересованы оплатой, положением и возможностями самоусовершенствования.

Если рабочий не имеет мотивации, это не всегда можно поставить в вину руководителю. Некоторых людей невозможно обучить, до них трудно достучаться, и они не поддаются мотивации, что бы вы ни делали.

Однако, что касается большинства подчиненных, именно от руководителя зависит, сможет ли он применить сочетание трех категорий мотивации для достижения целей, повышения производительности и эффективности труда.