Следующим шагом предпринимателя, после определения и оценки уникальной возможности, является детальное планирование того, как заставить бизнес работать и развиваться.
- Цель - это мечта, у которой есть срок исполнения. И чтобы ваша мечта стала целью, у нее должен быть срок исполнения. А для осуществления вашей мечты - достижения цели вам необходим план.
- Малый бизнес не будет развиваться, если им не будет заниматься человек, который мечтает, планирует, рискует и много работает.
- У вашего бизнеса есть цели: определите приоритеты целей своего бизнеса. Помните, что предпринимателям всегда не хватает времени или денег для достижения всех своих целей.
- Ваш бизнес-план должен включать ответы на следующие вопросы:
- в чем заключается уникальность (необычность) вашей продукции - вашего товара или услуги?
- где рынок сбыта ваших товаров и услуг?
- почему ваш бизнес должен принести необыкновенную прибыль?
- сколько денег требуется от инвестора?
- что представляете собой вы и ваша команда? Какова ваша подготовка (какие у вас и вашей команды образование, знания, опыт, достижения)?
- когда ваше предприятие (ваш бизнес) будет приносить прибыль?
- Краткие ответы на вопросы пункта 38 представляют собой резюме (т.е. краткое содержание) бизнес-плана. Сделайте резюме убедительным, правильным и кратким (по возможности сжатым). Сам бизнес-план представляет собой тщательную разработку деталей (развитие пунктов резюме).
- Вы проведете бесчисленные часы над составлением своего бизнес-плана, который потом, вполне вероятно, инвесторы могут просто смять и отправить в мусорную корзину, ознакомившись с его кратким изложением. Для того чтобы завладеть их вниманием, следует начать с действительно уникальных и выгодных возможностей вашего предприятия (бизнеса).
- Тщательное изучение рынка сбыта покажет, насколько уникален ваш товар или услуга и насколько хорошо он (она) может продаваться. Это может или укрепить, или подвергнуть сомнению (пошатнуть) ваш бизнес-план.
- Инвесторы только тогда будут готовы инвестировать вашу мечту, когда вы продемонстрируете им потенциал своего предприятия (своей компании, фирмы) и докажете вероятность большого дохода.
- Правдоподобие бизнес-плана обязательно: ваш бизнес-план должен быть реальным и конкретным. Избегайте преувеличений и необоснованных заявлений. Предположите, что тот, кто будет изучать ваш бизнес-план, является более осведомленным, опытным и знающим человеком, чем вы.
- Сделайте свой бизнес-план документом, который можно «продавать» для того, чтобы финансировать вашу деятельность и привлекать для совместного предпринимательства другие предприятия и квалифицированный персонал. Другими словами, ваш бизнес-план должен быть настолько привлекательным для потенциальных инвесторов, компаньонов и других, заинтересованных в получении прибыли лиц и предприятий, чтобы они отдали предпочтение именно вашему предприятию и стремились к сотрудничеству именно с вами.
- Составление бизнес-плана и планирование вообще - рутинная работа. По своей сложности и монотонности она может сравниться с учебным лагерем для новобранцев: вы вскоре возненавидите эту работу. И только позже, будучи уже в разгаре самого хозяйственного процесса, вы поймете неоценимость этого занятия для вас и вашей организации. Иными словами: планирование можно сравнить с тренировками - вы можете возненавидеть его (и их!). И только потом, во время игры вы поймете, насколько важны были тренировки, как важен для вас и вашего предприятия бизнес-план.
- На инвесторов всегда оказывают положительное (иногда - решающее!) влияние ваши связи с преуспевающими предприятиями, известными директорами, бухгалтерами и юридическими фирмами. Ориентируйтесь на преуспевающих и ставьте перед собой высокие цели - это воздастся вам сторицей.
- Большинство бизнес-планов выполнимы, но только на бумаге, и большинство новых предприятий, компаний и фирм не могут реализовать их.
- Рассчитывайте расходовать в два раза больше времени и денег, нежели предполагает ваш бизнес-план. Если ваш бизнес-план все-таки работает, а цифры плана оказываются реальными и выполнимыми (достижимыми), очевидно, у вас есть большие шансы.
- Нельзя недооценивать, насколько сложно:
- сделать предприятие (бизнес) прибыльным;
- и, сделав его прибыльным, поддерживать на необходимом уровне его развитие и показатели (размер) прибыли.
- Прибыль приносят (делают) люди, а не товары: «Вы ставите не только на лошадь, но и на жокея». Планируйте привлечение высококвалифицированного персонала и щедро вознаграждайте труд профессионалов.
- Если ваш бизнес-план требует получения прибыли на определенном этапе и без этого невозможно дальнейшее развитие, необходимо добиться получения этой прибыли, а уже затем двигаться дальше.
- Используйте вклад ваших ключевых (ведущих) специалистов (сотрудников) в составление бизнес-плана и бюджета предприятия. Вы не сможете создать здравые и жизнеспособные проекты без поддержки и преданности вашей команды.
- Будьте умеренны и сдержанны (консервативны) при прогнозировании прибыли в вашем бизнес-плане. Однако не следует быть чересчур сдержанным (консервативным), иначе вы можете потерять всех инвесторов.
- Инвесторы могут настаивать на выполнении вами вашего бизнес-плана. Это вполне естественно, поскольку они вкладывают свои деньги в ваш проект.
- Включите в свой бизнес-план стратегию выхода из бизнеса (дела) - либо публичный уход с рынка (опубликование сообщения о закрытии вашего предприятия), либо продажу предприятия. Помните, что инвесторы, включая акционеров (капиталовкладчиков) вашего предприятия, могут иметь свои, отличные от ваших, сроки финансовых расчетов с третьими лицами, что может помешать вашим планам выхода из бизнеса.
- Постоянно соотносите свой бизнес-план с реальностью. Если они не соответствуют друг другу, бизнес-план необходимо изменить.
- В вашей ценовой политике должны учитываться как желаемая прибыль, так и затраты на продажу, накладные расходы и непредвиденные обстоятельства.
- Обязательно предусмотрите расходы (резерв) на непредвиденные обстоятельства и на возможные ошибки. Может статься, вам на это потребуется больше, чем вы планируете.
- Пересматривайте бизнес-план или сам бизнес, если при планировании финансового состояния вашего предприятия вы не можете обеспечить не только получение прибыли и расширение бизнеса, но и окупить затраты на формирование и развитие штата, возврат долгов и других инвестиций.
- Не бойтесь ставить перед собой высокие цели. Самое главное - они должны быть реальными и достижимыми.
- Отражайте в своем бизнес-плане только реалистичные финансовые цели. Не позволяйте слишком амбициозному плану привести вас к банкротству.
- Никогда не делайте категорических и прямолинейных прогнозов. В бизнесе, как и в природе, ничто не движется по прямой (невозможно предвидеть абсолютно все!).
- Планируя, всегда принимайте во внимание влияние времени года и других объективных факторов на ваш бизнес. Другими словами, составляя бизнес-план, всегда обдумывайте своевременность всех деловых операций.
- Планирование без действия (деятельности) -потерянное время. Действие (деятельность) без планирования может привести к разорению (катастрофе). Другими словами, теория должна подтверждаться практикой. Планирование должно подразумевать обязательное последующее выполнение поставленных задач. В свою очередь, любое действие, которое не подкреплено заранее составленным планом, часто обречено на неудачу.
- Заблаговременно и как можно раньше добивайтесь регистрации или патентования своей продукции на внутреннем и международном рынке: ваши успешные идеи, продукция и услуги могут быть и наверняка будут немедленно и повсюду скопированы конкурентами. Опыт показывает, если своевременно не получить национальный и/или международный патент на удачные идеи, товары и услуги, они немедленно будут скопированы конкурентами во всем мире.
- Не рассчитывайте и не планируйте, что успех придет за один день или одну ночь. Иначе вас будут ожидать ежедневные финансовые разочарования и ночные финансовые кошмары.
- Готовьтесь к разным обстоятельствам, но не забывайте, что можете оказаться не готовыми к чему-то. Будьте готовы ко многому. Однако не думайте, что застраховались от всего.
- Не будьте неандертальцем. Периодически пересматривайте, переопределяйте и обновляйте свой бизнес. Помните, что ваш старый бизнес-план может не соответствовать изменившейся обстановке.