Контроль результата некоторые саркастически сравнивают с анатомическим театром. Дело не только в таинственных законах мистера Мэрфи о коварстве менеджмента, о том, например, что недовыполнение задачи встречается гораздо чаще, чем ее перевыполнение или точное попадание. В момент, когда фиксируется отклонение от намеченного, ясно одно: ничего изменить нельзя, раз речь идет о прошлом.
Если плановый период реализации цели очень растянут, то до осуществления контроля за результатом теряется слишком много времени, могут возникнуть дефициты и потери, которые уже нельзя будет компенсировать. Что из этого следует?
Опытный управляющий никогда не привяжет контроль за результатом к конечному сроку. Чем больше расстояние от старта до финиша, тем важнее промежуточные финиши и соответствующий контроль. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на ранней стадии и принимать меры, обеспечивающие выполнение первоначальной цели. Если же из-за изменившихся условий она становится нереальной, ее надо пересмотреть и соответственно сформулировать новые промежуточные цели.
В конечном счете контроль на промежуточных финишах приближается к контролю за повседневным ходом производства. Постоянный контроль важнейших процессов, делегированный сотрудникам, также должен выявлять отклонения, затрагивающие результат, а не только метод, тщательность и надежность в работе.
Комбинация обоих видов контроля в состоянии предупреждать неудачи. Контроль результата по окончании какого-нибудь проекта и периода в работе должен быть поводом для взгляда как назад, так и вперед, для ответа на следующие вопросы:
- чему мы научились?
- что в следующий раз следует делать иначе?
- в чем причина отклонений от намеченного?
- какие выводы следует сделать для выработки новых целей?
Здесь же мы имеем предмет деятельности так называемых «кружков качества» — небольших автономных групп, ежедневно или еженедельно самостоятельно контролирующих результаты и разрабатывающих улучшения. Чем короче интервалы между заседаниями «кружков качества», тем раньше можно распознать ошибки в развитии и принять контрмеры. Если все сотрудники ежедневно реагируют таким образом на свою работу, возникает тенденция улучшения качества. В этом кроется секрет японского менеджмента и господства японских товаров на рынке.
Задолго до дискуссии по этим вопросам в ФРГ было несколько фирм, имевших первоклассный опыт. Так, институту строительного и жилищного проектирования благодаря ежедневным обсуждениям проектов удалось добиться стопроцентной гарантии соблюдения сметы, сроков и качества строительства и даже обеспечить сокращение своих же сроков и экономию затрат.