Мотивация в кризисе: не всегда надо быть первым!

Повсеместно слышится ропот: никто больше не хочет прилежно работать. Когда жизнь еще приносит радость, ценность имеют отпуск и короткий рабочий день. Как же быть с тезисами психологов, занимающихся проблемами мотивации, о том, что ощущение успеха и связанное с ним признание являются самыми мощными мотиваторами? Должны ли восприниматься успех и соответствующая оплата как чувства сродни счастью, которые дают новые силы, новое воодушевление и заинтересованность? Так или нет?

Почему все это больше не работает? Или мы снова закостенели? Это что — плоды воспитания, которые вкушаем мы и предыдущее поколение и которые мы взращиваем для собственных детей?

«Мой ребенок — самый лучший!»(Или по крайней мере очень хороший, во всяком случае выше среднего уровня.) Мать гордо рассказывает об успехах своего отпрыска, о том, как рано он (она) заговорил, стал понятливым, научился самостоятельно одеваться и т. п. Обратите внимание — подобные разговоры чаще всего ведутся с подтекстом: мой ребенок лучше твоего!

Стремление всегда быть первым отупляет

Кто же хочет оставаться «в девицах»? Конкуренция способствовала появлению многих результативных идей.

Быть первым — наше первое осознанное «задание», а при получении или неполучении в случае неуспеха вознаграждения мы учимся, куда и как нам следует двигаться. Многие автолюбители, которые не выносят, когда их обгоняют, даже не подозревают, насколько они подчинены выучке «быть первым». Оказаться у кого-то в хвосте — для них это личный кризис, потому что тот, кто едет медленнее, оказывается «аутсайдером», «не справляется», «уценивается».

Есть и другой фактор, который играет свою роль в нашей погоне за успехом, он восходит к стремлению нравиться. В конце концов, общество десятилетиями (или это были столетия?) руководствовалось этими нормами поведения. Неплохо развивались предприятия и организации, потому что успех десятилетиями приравнивался к профессиональному успеху; это карьера, повышение оклада, вообще максимизация доходов, потому что на деньги можно купить вещи, вызывающие уважение: шикарный автомобиль, роскошную одежду, бунгало на природе, отпуск на курорте, бриллианты и многое другое.

Профессиональный успех был основой счастья и исполнения желаний. Удивительно, как мало управляющих поняли, что при таких нормах поведения и представлениях ключ зажигания от автомобилей их сотрудников находится у них в руках. Если шеф знает, как проложить путь к успеху для своего сотрудника, как дать ему возможность насладиться успехом, признанием и вознаграждением, он включает внутренний двигатель подчиненного на полные обороты. Включатель — это не что иное, как мотивация.