В памяти у каждого осталось: когда в школе во время урока раздавался стук в дверь, все внимание мгновенно концентрировалось на желанном нарушителе спокойствия. Если в окно залетала бабочка, что, к сожалению, случалось крайне редко, все школьники превращались в «друзей бабочек». Учителя обвиняли детей в недисциплинированном поведении потому, что не были достаточно мудры. А чтобы ничего не отвлекало, окна обычно оставались закрытыми.
С таким опытом мы сталкивались и после школы. Всякий внимательный человек сделает в этой связи один и тот же вывод: любые помехи приковывают к себе максимум внимания. Если во время какой-либо важной конференции начинают разносить кофе, выступающий может спокойно прервать свою речь, ибо, как метко говорят американцы: «Кофе вы нам не замените!» Лишь немногим ораторам удается увлечь публику настолько, чтобы удерживать внимание. Что это — все та же невоспитанность или в некотором роде «незрелая попытка спасения бегством»?
После интенсивных тренировок и при предельной концентрации внимания наверняка удается настолько погрузиться в работу, что помехи почти не воспринимаются. Однако добиться этого позволяют медитативные процессы. Мы глубоко погружаемся в образ и отключаем при этом наше активное сознание приблизительно так же, как и при управлении альфаритмом (например, при суггестопедическом обучении). Но и при расслабленном, пассивном сознании мы все же очень чувствительны к помехам. Лишь при дальнейшем сужении деятельности мозга (например, при глубоком сне) многие почти не воспринимают помех.
Эти наблюдения показывают, что в деятельности мозга помехам уделяется преимущественное внимание. Первоначально они воспринимаются как опасные для жизни раздражители, воспринимаются до тех пор, пока не будет установлено обратное.
Естественно, что человека, который вместе с другими работает в большом помещении, где нет перегородок, постоянно будут отвлекать различные помехи. Осознанно или нет, но он будет постоянно анализировать разные помехи. Выходит, что раздражение или помеха сильнее той или иной деятельности, разговора, документа. Тот, кто постоянно должен заставлять себя не отвлекаться, тратит на это так много энергии, что очень быстро доходит до полного изнеможения.
Подавление заложенной в стволе головного мозга программы неизбежно ведет к нервным и психическим заболеваниям. Бюро со множеством письменных столов не отвечает требованиям умственной деятельности и потому является негуманным. Если бы мы провели опыт на зверях, то могли бы установить, что и те при перманентных раздражениях чувствовали бы себя весьма неуютно. Они, правда, могут привыкнуть (как, например, в зоопарках) к постоянному воздействию одних и тех же раздражителей. Так, человек, сидящий в комнате вместе со многими другими, «профильтровывает» звонки других телефонов, но ведь остаются еще и многочисленные дифференцированные помехи, постоянному анализу которых в мозгу помешать нельзя.
Сюда относится и опознавание движущегося в непосредственной близости человека.
Чтобы в процессе работы обеспечивалась должная концентрация внимания, необходимо соответственно оборудовать рабочие места, по возможности убрать из поля зрения сотрудников различные раздражители, что легко можно осуществить с помощью перегородок и системы ячеек. Такие системы позволяют в значительной степени приглушить всевозможные звуковые помехи. Деловые беседы рекомендуется проводить в специально отведенных для этого помещениях (зонах коммуникации).
Здесь нет, конечно, ничего нового, но по некоторым причинам надо было все же остановиться на этих вопросах. За последние годы постоянно возрастала «плотность населения» на обширных площадях служебных ландшафтов, где в то же время из соображений экономии средств и места «зеленые зоны» представлены скудно. В некоторых служебных помещениях со множеством «посадочных мест» опять-таки по причинам экономии в качестве перегородок используются ужасные шкафы и ширмы.
Кроме того, раньше все возражения против оборудования громадных служебных помещений отвергались со ссылкой на то, что люди, дескать, слишком консервативны, слишком привередливы. Это, мол, дело привычки. Многое, конечно, зависело и от того, где находился письменный стол начальника — в том же помещении или в отдельном кабинете. Если сотрудники жаловались на свое здоровье,— улучшали систему вентиляции, широко использовали ультразвук, регулировали влажность воздуха и освещение. Вероятно, все это соответствовало некоторым потребностям человеческого организма, но не отвечало потребностям мозга, о котором так мало знали. Но ведь мозг управляет поведением человека, управляет его работой. Тот, кто не удовлетворяет его потребностей, причиняет вред. А ведь, подумать только, сколько усилий в то же время прилагается для того, чтобы в помещении, где установлены компьютеры, обеспечивались оптимальные температура, влажность и чистота воздуха?!