Реклама как искусство, спорт, наука и бизнес

На первый взгляд может показаться, что реклама началась с того момента, когда в нашей стране появилось достаточное количество товаров и продуктов стало больше, чем покупателей, и что в какой-то степени рекламный мир сегодня — это новый мир. Но на самом деле реклама существовала с очень давних времен.

Еще у древних египтян были специально нанятые люди, помогавшие торговцам продавать. Они назывались глашатаями. Глашатай должен был зазывать покупателей и расхваливать товар на все лады. Не случайно слово "реклама" происходит от латинского "reklamo", что означает "крик, кричать, звать". Глашатайство как профессия быстро распространилось среди древних греков и римлян. Даже бог торговли Меркурий, согласно мифу, работал глашатаем у богини любви и красоты Венеры, когда той понадобилось найти Психею. До нашего времени дошла древняя реклама в виде высеченных на камне объявлений: "Термы Марка Красса Фруги: морская вода и купание, пресная вода". На древнеегипетском папирусе содержится такой рекламный текст: "Вот прекрасный раб. Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами". Как видите, уже в самые древние времена существовала реклама.

Сегодняшний мир трудно себе представить без рекламы. Она стала настолько популярной как явление нашей жизни, что о ней слагают анекдоты. Ну, например, такой: "Бьется как-то Илья Муромец со Змеем Горынычем. Одну голову отрубил, вторую, а с третьей справиться не может:

Тут появляется Мария из аптеки: Возьмите «ПАНАДОЛ», Шромец. Он и от головы, и от температуры".

Или такой: "Снесла Курочка Ряба яичко. Не золотое, а простое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Сидят голодные, злые. Дед говорит: Не видать нам, бабка яичницы, пока у внучки «Бленд-а-мед» не закончится"...

Как известно, в анекдотах таится глубокий смысл. И если о рекламе ходит множество анекдотов, значит, она касается всех нас.

Что же это такое, реклама? Существует множество определений этого слова. Например, такое: реклама — это диалог между продавцом и потребителем, в котором продавец выражает свои намерения через рекламные средства, а потребитель — заинтересованностью в данном товаре. Но главное, что реклама — это составная часть сбытовой политики производителя товаров, и она должна побуждать нас с вами к покупке.

Всегда ли она это делает? Откроем наугад любую газету рекламных объявлений. Вот текст одного объявления: "Окна, двери, балконы". Реклама ли это? Пока нет. Это только информация, сама по себе она еще не является рекламой. А вот рядом другое объявление: "Что делает квартиру по-настоящему уютной, теплой, обжитой? Мы уверены, это окна, двери, балконы. Пусть Вам будет хорошо в Вашем доме, мы позаботимся о Вас!". Это уже реклама. Потому что рядом с информацией в ней есть желание предложить покупателю нужный товар, есть чувство заботы о клиенте.

Рассматривая огромное количество рекламы вокруг себя, мы зачастую не в силах ее запомнить. Но если наша память сохранила какую-то рекламу, то это значит, что она пробудила наши чувства. Какие же чувства может пробудить коротенький клип или рекламная картинка? Это могут быть чувства уверенности, удобства, новизны, дружелюбия, личного участия. Правда, это еще может быть чувство легкого раздражения, если реклама прерывает ваш любимый фильм. Однако нужно понимать, что реклама в силу своей коммерческой сути вынуждена бороться за каждую секунду внимания зрителя, пресыщенного информацией, то есть нашего с вами внимания. Покупка на рынке — это всегда выбор, и, чтобы покупатели сделали его в пользу рекламируемого товара, следует так рассказать о его достоинствах, чтобы убедить в выгоде покупки. В этом случае интересное, неожиданное, красочное или юмористическое решение образа примиряет зрителя с надоевшей рекламой. И дизайн в рекламе существует для того, чтобы благодаря ему уставший пассажир метро не только увидел наклейку с изображением тысяча первого лекарственного препарата, но и запомнил его название.

А еще реклама — это сказочная страна. Вы спросите, почему? Потому что с экрана телевизора, со страниц газет и журналов на нас смотрят прекрасные девушки, симпатичные младенцы и мужественные мужчины. Они всегда в хорошем настроении, улыбка освещает их лица. Мир рекламных героев — это мир вечного праздника, где заботы и тревоги быстро устраняются. Стоит только появиться перхоти или кариесу, как новейший шампунь и суперновая зубная паста тут же убирают эту досадную неприятность. В сказочном мире рекламы нет тяжелого труда, благодаря которому зарабатываются деньги на покупку рекламируемого товара; там нет войн, никто не бастует, не голодает, никто не ссорится и не плачет. Там все улыбаются. И все это сделано для нас. Мы — герои и смысл рекламы. И если в реальной жизни есть тяжкий труд, усталость, болезни и проблемы, то в рекламе ничего подобного нет. В крайнем случае, если жители Виларибо не могут сами решить проблему грязной посуды, то они отвезут ее в Вилабаджо!

И если кто-то думает, что не зависит от рекламы, он глубоко заблуждается. Эта продажная, хитрая, часто бездарная, иногда талантливая, затейливая, парадоксальная, примитивная и еще Бог знает какая реклама манипулирует нами! Она записывает на жесткий диск нашего подсознания свои мелодии, словечки и образы. Нам напрасно кажется, что мы можем не обращать на нее внимания. Стоит несколько раз увидеть рекламу шампуня, от которого волосы делаются подобны шелку, как все: вы готовы. Эта картинка вместе с призывным текстом, как медленный восточный яд, проникает в ваше подсознание, и вы с отвращением чувствуете, что запомнили ее на всю жизнь. Вы можете изо всех сил держаться и не пробовать шоколад "Корона" сколь угодно долго," но держим пари: когда-нибудь вы этот "вкус желания" обязательно попробуете.

Мы уже говорим языком рекламы, порой не замечая этого:

  • Кто пойдет за "Клинским"?
  • Где комарики?!
  • Иногда лучше жевать, чем говорить!

Однако реклама как профессия, как занятие, как деятельность обладает огромной притягательностью. Ведь в ней есть то, что всегда привлекает людей.

  1. Реклама — это искусство, потому что она немыслима без креативных идей и их образного воплощения.
  2. Реклама — это спорт, поскольку в ней всегда присутствует элемент соревнования и конкурентная борьба за клиента.
  3. Реклама — это бизнес, где достаточно много денег.
  4. И наконец, реклама — это наука, причем для нашей страны все еще новая, включающая в себя множество других наук. Здесь и экономика, и психология, и политология, и еще множество других, самостоятельных дисциплин, помогающих рекламе быть не отдельной наукой, но неким синтезом человеческих знаний.