На этот счет существуют самые разные мнения, но со временем ставки у нас в России постоянно повышаются.
Мы говорим только о малом бизнесе. В журналах стали появляться материалы о малых предприятиях, из которых следует, что и $100 тыс. вроде бы уже не деньги. Во всяком случае — для Москвы. Что же касается небольших городов, то в них в качестве минимальной цифры циркулируют около $50 тыс.
Вне всякого сомнения, разные виды деятельности требуют разных вложений. Для того чтобы открыть небольшой ресторан, может не хватить и $100 тыс., а для сервисного предприятия может быть достаточно и 100 тыс. рублей.
Совсем недавно я помог создать два предприятия малого бизнеса, в которые вообще не было вложено учредителями ни одного рубля, но они постепенно и успешно развиваются.
Так что однозначно на этот вопрос ответить нельзя и многое в нем зависит не столько от вида деятельности, сколько от самого предпринимателя.
Данные по США показывают, что примерно в 75% случаев инвестиции в новые предприятия составили менее $50 тыс., почти в 50% случаев — менее $20 тыс. и в 20% случаев — менее $5000. Это в самой богатой стране мира.
Так что все сетования по поводу того, что только в начале перестройки можно было организовать бизнес с минимальными инвестициями — не больше, чем глубокомысленное сотрясение воздуха. В самой богатой стране мира никогда и не знали, что такое перестройка,
а размеры инвестиций в новые предприятия оказываются гораздо меньше, чем называются в Москве.
У нас еще нет статистики по этой части, но можно не сомневаться, что реальные цифры инвестиций в малые предприятия ниже, чем это передается по слухам или следует из мнений бывалых предпринимателей.
Возможности создать новое предприятие с минимальными инвестициями имеются во многих случаях и уж точно можно создать новое предприятие, затратив на него минимум личных средств. Если только предприниматель готов инвестировать в него свое личное время.
Как обычно определяется размер необходимых инвестиций? Очень просто. Если не создается бизнес-план, то на пальцах или, в лучшем случае, на бумажке. Или на основе типового бизнес-плана. В обоих случаях размер инвестиций завышается. Когда же есть инвестор или кредитор, то зачастую считается, что чем больше получишь денег, тем лучше.
Схема расчетов, если они проводятся, тоже очень проста. Оценивается стоимость оборудования, необходимых товарных запасов, аренды офиса, мебели, разного инвентаря и всего остального, что нужно по бизнес-плану.
Потом начинаются закупки оборудования, товаров, мебели и остального по заложенным в расчет ценам. Денег, при этом, как правило, не хватает.
А между тем оборудование можно взять по лизингу и рассчитываться за него из будущих доходов, товар можно завезти с отсрочкой платежа, офис вообще можно на время получить бесплатно или в счет услуг, которые устраивают арендодателя.
Умение привлекать капитал — очень важное качество предпринимателя. Однако предпринимательское мышление — это тоже своего рода капитал, благодаря которому предприниматель может существенно снизить размер необходимых инвестиций. А делать это нужно, потому что, и это не только мое мнение, слишком много денег хуже, чем слишком мало.
Размер инвестированного капитала, хотя и называется предпринимателями в числе причин неудач малых предприятий, отнюдь не является гарантом успеха. В моей практике только одно предприятие было создано с солидным размером инвестиций. Однако оно стало действительно мощно развиваться только после того, как почти весь вложенный капитал был бездарно потрачен и предприятие оказалось на грани гибели.
Большую помощь в минимизации инвестиций могут оказать опытные Наставник и Консультанты, о которых мы будем говорить в части 3.
Где взять деньги на инвестиции в новое предприятие, если они все-таки нужны, — вопрос не праздный. Мы не знаем, откуда берутся деньги в России на инвестиции в малые предприятия. Времени с начала реформ прошло очень мало, стабильность в экономике только-только появилась, статистики на этот счет пока еще нет.
Известно, что в США средства на создание предприятия в 75% случаев берутся из личных сбережений, в 40% случаев в этом участвуют банки, в 25% — родственники и друзья и лишь в 8% случаев — инвесторы.
У каждого источника есть свои преимущества и недостатки. Под хороший бизнес-план найти деньги не так уж и сложно. Всегда есть люди, у которых есть деньги, но они не знают, как их выгодно пристроить.
Хуже обстоит дело, если бизнес-план не вызывает энтузиазма. Тут уж каждый выкручивается, как может.
Не редкость, когда предприниматель попадает в некий замкнутый круг. Под матрасом личных сбережений у россиян хранится довольно много, но они не спешат вкладывать их в малый бизнес. Вероятно, потому что их и так очень часто обманывали. Если предприниматель не хочет потерять друзей и рассориться с родственниками, то к этому источнику финансирования лучше не прибегать. Получить кредит в банке начинающему предпринимателю, да еще под выгодный для него процент — совсем непросто.
Мой опыт показывает, что выход из этого положения во многих случаях существует. Я не имею в виду выдающихся людей, которые, заняв $500, создают миллиардные состояния. Я имею в виду предпринимателей в малом бизнесе.
Разорвать этот замкнутый круг может тот, кто:
- имеет очень серьезные намерения относительно своего бизнеса, т. е. хочет создать долгосрочный процветающий бизнес;
- готов инвестировать свое личное время в собственную подготовку до открытия бизнеса и
- готов инвестировать свое личное время в будущий бизнес до его открытия.
Время — более важный инвестиционный ресурс, чем деньги.
Способов для снижения размеров необходимых инвестиций гораздо больше, чем было приведено выше. Способов привлечения «чужих» денег тоже существует немало. В конце концов, каждый располагает каким-то имуществом, под залог которого можно получить кредит. Кстати, готовность использовать в качестве залога свое имущество тоже является свидетельством серьезности намерений предпринимателя.
Если, конечно, предприниматель руководствуется здравым смыслом, а не безрассудством.
И все-таки я считаю, что правильнее создавать малое предприятие с минимальными инвестициями. В этом состоит преимущество малого бизнеса и в этом проявляются предпринимательские качества учредителя.