Многие женщины становятся самостоятельными, не имея в прошлом возможности попробовать себя в роли руководителя. И тогда это называется «обучение без отрыва от производства». Чтобы не тратить много денег на обучение, Вы можете использовать чужой опыт и тем самым основательно подготовиться к новой для Вас ситуации.
Хельга Г., стала независимым графиком. На одном предприятии ей предложили оформлять упаковку для бумажных змеев. «С чертежами я запросто справляюсь. Но при изготовлении фотографий, которые должны изображать людей с необычным хобби, мои способности иссякают».
Хельга приглашает подругу, которую она знает со времен обучения в художественной школе и которая специализируется на изготовлении черно-белых фотографий. «Вначале мне нравилось работать с Кристианой. Наконец у меня появился кто-то, с кем я могла обменяться заказами. Но когда она в третий раз не смогла выполнить заказ в срок, я очень разозлилась».
Дружеские отношения с сотрудницами могут быть светлым пятном в повседневной работе и делать совместный труд плодотворным. Однако при выборе сотрудников главную роль должны играть профессиональные качества последних. Какая квалификация требуется при выполнении задач, которые Вы хотите поставить перед сотрудниками? Какой стиль поведения на рабочем месте Вы особенно цените? Не полагайтесь только на одни рекомендации!
Если Ваша фирма, например, существует на рынке только благодаря высокому качеству товаров и их хорошей обработке, не бойтесь, принимая на работу портниху, попросить ее показать, как она умеет шить. Можно назначить испытательный срок, чтобы суметь исправить ошибку в выборе персонала. Когда женщин спрашивают, как они представляют себе удавшееся сотрудничество, они особо выделяют здоровую атмосферу на предприятии. На регулярных рабочих собраниях Вы можете огласить планы предприятия и предоставить возможность сотрудницам рассказать о своих профессиональных планах и дать толчок их практической деятельности. Против разговоров о поездке за го-, род на выходные дни ничего не скажешь. Однако Вы должны решить для себя, хотите ли Вы быть с Вашими сотрудницами на «ты». Может случиться, что такая близость в будущем помешает Вам высказать четкие требования и, например, настоять на соблюдении сроков заказа.
Намерение ввести собственный стиль непосредственного общения на предприятии зачастую является результатом желания сократить дистанцию между шефом и подчиненными. Но, в конце концов, Вам принимать решение и нести ответственность. Если Вы взглянете на отношения на предприятии в прошлом, возможно Вы поймете, что лучше всего участники производственного процесса чувствовали себя, когда роли были четко распределены. Если это так, то Вам необходимо найти баланс между авторитарным стилем общения и стилем «заигрывания с персоналом» в отношениях с сотрудницами.
Сюзанна Ф., Биргит Т. открыли школу рисования для детей. Так как в районе новостроек очень мало возможностей для свободного времяпрепровождения, взрослые тоже заинтересовались этой школой.
Поэтому две женщины расширили свою программу обучения и организовали дополнительные курсы. «Сейчас нам приходится вести еще более объемные списки участников, отвечать на большее количество телефонных звонков, отсылать еще больше писем и принимать еще больше взносов. Организация школы рисования, по всей видимости, скоро превзойдет наши ожидания, а значит, и возможности», — стонет Биргит и предлагает нанять еще одну сотрудницу, которая могла бы выполнять работу в бюро ежедневно с 9 до 14 часов. Однако Сюзанна другого мнения: «Мне очень нравится иногда посидеть за письменным столом и не стоять все время перед группой».
Настоящие предпринимательницы выступают в трех ипостасях. Они являются одновременно:
- женщинами с дальновидными взглядами,
- менеджерами, которые все организуют, и
- страстными практиками, которые охотнее всего все делают сами.
Обдумайте еще раз Ваши цели, которые Вы поставили перед собой, открывая предприятие. Что для Вас имеет большее значение: разнообразие в Вашей профессиональной деятельности или материальный успех? Вам больше нравится маленькое предприятие или Вы бы хотели, чтобы оно выросло? Вы хотели бы сами наводить порядок в производственном помещении или же Вы предпочитаете заниматься только своей профессией? При открытии, например, косметического салона поначалу круг клиентов не так велик, так что Вы могли бы и сами вести бухучет и заказывать товары во время обеденного перерыва.
Но когда спрос повысится, для предприятия было бы, несомненно, лучше в срок выполнять пожелания клиентов и нанять помощницу в бюро. Посчитайте, сколько Вы могли бы получить от Ваших клиентов за час работы и сколько составляет в этой отрасли заработная плата в час для принятой сотрудницы.
Если на Вашем предприятии заняты другие лица, изменится и Ваш повседневный ход работы. Некоторые виды деятельности, которые раньше отнимали у Вас большую часть сил, теперь будут занимать гораздо меньше времени. Вам придется выполнять задачи менеджера и управления персоналом. Не спешите и хорошенько все обдумайте. Какие цели Вы собираетесь преследовать в дальнейшем? Ясно оцените свое положение, к которому Вы хотите привлечь других лиц. К какому результату Вы стремитесь? Определить цели, которые Вы будете согласовывать со своими сотрудницами, Вы должны еще до их поступления на работу.
- Какие задачи будет выполнять другое лицо? Какие цели являются самыми главными?
- Как Вы определите, что это лицо хорошо справляется с работой? Так Вы проясните себе, ожидает ли Вас успех.
- Что это лицо получит, если будет хорошо выполнять свою работу? Например, материальная выгода, гибкий график работы, передача ответственности, личный и профессиональный рост и т. д.
- Что может помешать осуществлению цели? Некоторые факторы могут существовать в действительности, другие, возможно, только в воображении.
- Какие конкретные шаги должны быть сделаны на пути к цели?
На предприятии будет создана система процесса работы и плана деятельности, в которой особое место займут как шеф, так и сотрудники. Организация условий работы, удовлетворяющих и Вас и Ваших сотрудниц, зависит от Вас.
Многие желают иметь «идеальных» сотрудниц, обладающих всеми требуемыми навыками и всегда готовых к работе. Однако таких трудно найти, к тому же стоят они очень дорого. Предположим, что Вы не готовы еще платить большие деньги или у Вас нет времени на долгие поиски. Тогда у Вас есть возможность взять на себя руководство процессом обучения Ваших сотрудниц. Мотивация и деятельность на рабочем месте — результат Ваших собственных усилий. Неуважение с Вашей стороны приведет, в худшем случае, к тому, что люди попытаются привлечь к себе внимание плохой работой и провокационным поведением. Шеф должен владеть искусством критики и поощрения.
- Процесс обучения стимулируется в момент переживания успеха, ни в коем случае не штрафа, поэтому Вам следовало бы заметить Ваших сотрудниц в тот момент, когда у них все получается. Хвалите их даже тогда, когда они только приближаются к успеху. Вы можете рассмотреть их деятельность в малейших подробностях и объяснить, что было правильным в их деятельности и какое положительное влияние это оказало на предприятие.
Поблагодарите сотрудницу и посоветуйте продолжать в том же духе!
- Если Вы критикуете, то должны подробно описать, какими именно действиями Вы недовольны. Объясните, какие последствия влечет за собой ошибка и какие чувства у Вас при этом возникают.
Подчеркните, что Вас не устраивает проделанная работа, а не сама сотрудница. Спросите, каким образом она собирается исправить ситуацию, и обсудите, как вам обеим себя вести, чтобы изменить положение. Помните: Когда критика закончена, она закончена!
Похвала и критика должны высказываться сразу же. Только тогда эмоции окажут нужное воздействие. Во время разговора помните о зрительном контакте с собеседником, который будет воспринимать его как оценку своей личности. Не медлите с оценкой работы своих сотрудниц!
Назначьте постоянное время встреч с сотрудниками, когда Вы могли бы информировать их о своих замыслах, а также контролировать и при необходимости вносить изменения в договор об осуществлении общих целей. Оборудуйте специальную комнату, где бы Вы могли спокойно обсуждать все вопросы, касающиеся предприятия, а также обмениваться новостями за чашечкой кофе.