Навыки речи

Когда мы говорим о навыках речи: как что сказать, кому и когда — речь идет о реагировании на высказывание. Вы внимательно слушали, уловили все сигналы, отметили язык телодвижений, услышали само сообщение, уловили чувства, стоящие за словами — и теперь готовы отвечать. Нужно задать себе вопрос, что же вы знаете. Вам удалось узнать некую истину — как же эту «истину» выразить так, чтобы собеседник вас понял?

Давайте рассмотрим следующий пример. Джек хороший рабочий, но вам кажется, что он вас избегает. Разговаривая с вами, он становится очень краток, балансируя на самой тонкой грани с грубостью. До тех пор, пока он справляется с работой, вы можете решиться сказать ему: «Джек, вы хороший работник. Я знаю, что вы предпочитаете одиночество и рад, что могу предоставить вам такую возможность, раз вы справляетесь с работой». Это установит между вами контакт и даст вам обоим возможность сохранять некоторую дистанцию, что подразумевает, что вы уважаете и понимаете стиль работы друг друга. Может также оказаться, что вы считаете, что Джек стремится сохранить дистанцию, в то время как сам Джек может просто-напросто стесняться вас или «знать свое место». В таком случае вам нужно спросить его, спокойно ли он себя чувствует в вашем обществе, если, конечно, он захочет поговорить об этом, или что могло бы помочь ему чувствовать себя более комфортно.

Однако, если Джек не будет хорошо работать, вам придется пригласить его к себе в кабинет, и вы скажете: «Я знаю, что вы предпочитаете одиночество, и могу относиться к этому с уважением, но вы работаете недостаточно хорошо. Я хочу поговорить с вами о том, как это можно исправить. Как вы к этому отнесетесь?» Если разговор пойдет нормально, вы можете сказать: «Я рад, что нам сегодня удалось побеседовать». А если нет, скажите: «Я чувствую, что вам нелегко меня слушать». В процессе коммуникации с Джеком вы разрешите существующую проблему.

У женщин навыки межличностного общения обычно развиты лучше, чем у мужчин. Пока мальчишки в детстве играли в мяч, девочки разговаривали друг с другом, говорили друг о друге, старались понять, почему люди так себя ведут, пытались разобраться в своих чувствах. У девочек было время освоить эти навыки, и они выросли, умея общаться. Это куда сложнее для мальчиков, от которых ожидаются разговоры о конкретных вещах и событиях, а не о личных мыслях и чувствах. Мужчинам, часто неспособным распознать собственные ощущения, гораздо сложнее понять чувства других.

Из-за того что они не видят явных сигналов и знаков, они не могут понять, и потому склонны приуменьшать значение межличностной коммуникации. «Я говорю им, что надо сделать, и пусть они выполняют мои указания. Они должны знать, кто здесь босс» — это типично мужское заявление. С другой стороны, «я всю ночь не могла сомкнуть глаз, все думала о том, что вы сказали» или «мне далеко не безразлично, что вы обо мне думаете» — это более женские высказывания. Трудно даже представить себе, что их мог произнести мужчина.

Для нас важно понимать, что из-за того, что женщины комфортно ощущают себя в области чувств, а мужчинам в этой области неудобно, из-за всего этого представители разных полов зачастую нарушают нормы хорошей коммуникации.

Для нас также очень важно осознавать, что многие положения, обсуждаемые здесь, могут срабатывать в одной группе людей и бездействовать в другой. Самое главное здесь — понять, что люди отличаются друг от друга по шести основным категориям:

  1. Наследственность. Индивидуальный генетический состав будет оказывать влияние на возможности человека.
  2. Пол. Информация, которую люди получают о значении полов в детстве, будет влиять на их поведение и представления о других.
  3. Раса и этническое происхождение. Люди, принадлежащие к разным расам, по-разному воспринимают окружающий мир. Например, выходцы с Востока сильно отличаются в отношении жизненного опыта от белых, выросших в США. Постоянная угроза дискриминации делает людей настороженными.
  4. Семья. В семье из четырех человек, где оба родителя высокооплачиваемые специалисты, могут вырасти независимые дети, которые будут очень отличаться от семьи, в которой семеро детей и нет отца. Религиозное отношение тоже формируется внутри семьи.
  5. Классовая принадлежность. Социоэкономическое происхождение включает в себя и возможности получения образования. Люди, живущие с постоянным языковым барьером — для которых английский язык не родной — будут воспринимать критику своего руководителя иначе, чем тот, кто закончил американский университет.
  6. География. Имеет значение и то, где вы родились и выросли. Человек с юга США видит мир иначе, чем выходец с северо-востока. Южане склонны разговаривать медленно и вежливо, а северяне — быстро и резко.

Читая вышеприведенное, постарайтесь соотнести самого себя с этими шестью категориями и понять, что вы из себя представляете в соответствии с ними. Если вы в состоянии понять те силы, которые превратили вас в того человека, которым вы стали в настоящее время, вы сможете более терпимо относиться к людям, отличающимся от вас.