Школа, остающаяся навсегда

Блейк и Мутон сформулировали концепцию обучения управляющих, приближающую их к идеальной цели.

Процесс обучения продолжается примерно неделю, если не учитывать подготовительного периода, в течение которого надо решить ряд заранее полученных задач. На самом семинаре, как, впрочем, и при подготовке к нему, по существу речь идет о том, чтобы снова и снова анализировать собственный стиль управления (свои исходные позиции) и сравнивать его е идеальной линией поведения.

Обучение происходит в небольших рабочих группах. Каждая группа, постоянная на время работы семинара, становится действительно самообучающейся, дискуссионной группой, подвергающей открытому и критическому разбору взгляды каждого своего члена.

Отыскать основные составляющие правильного стиля управления легко только на бумаге. Как принимать решения перед лицом конкретных ситуаций, возникающих в процессе производства или во время деловых переговоров, как определить, конструктивной или деструктивной оказывается ваша позиция в зоне конфликтов,— ответы на эти вопросы дает активное участие в семинаре. На семинаре не случайно моделируется стрессовая обстановка, характерная для управленческих будней: группы работают очень напряженно, обсуждения . редко заканчиваются до полуночи, а рано утром начинается новый цикл.

В результате очень скоро наступает момент, когда человек раскрывается, «фасад руководителя» рассыпается, и появляется именно тот, кто в горячке деловых обсуждений и дискуссий показывает свое истинное лицо, не останавливаясь перед «битьем посуды». В процессе обучения каждому участнику обсуждения, как и группе в целом, может быть предъявлено такое учебное пособие, как зеркало.

На основе продуманной системы оценивается успех, достигнутый в процессе обучения как отдельным индивидом, так и группой в целом. Эти «диаграммы успеха», вывешенные в зале заседаний семинара, позволяют распознавать кризисы, в то же время, они способствуют распространению в группах обманчивого впечатления о легкости обучения, но главное — они культивируют радость успеха. Между группами возникают соревнование, конкуренция, своего рода вражда до тех пор, пока они вдруг понимают, что эта позиция неверна, она влечет за собой лишнюю растрату сил и не приводит к хорошим результатам. Сотрудничество должно перешагнуть условные организационные рамки.

Не удивительно, что в этом интенсивном учебном процессе между участниками семинара складываются добрые, дружеские отношения, поддерживаемые ими потом долгие годы.