Всем известны расхожие фразы типа «Время — деньги», «Время нужно экономить» и тому подобное.
Мне же хочется привести некоторые выдержки из книги «Руководство Богатого Папы по инвестированию».
«С той минуты, когда ты начинаешь думать о времени как о чем-то драгоценном, о чем-то имеющем цену, ты начинаешь становиться богаче».
«Время важнее денег». Именно поэтому люди летают на самолете и покупают билеты в несколько раз дороже, чем на поезд, но при этом в несколько раз выигрывают по времени. Богатый Папа говорил, что люди (богатые люди!) покупают время, а не экономят его. Поскольку время имеет ценность, его можно и нужно инвестировать.
«Видишь ли, — сказал Богатый Папа, — многие люди хотят быть богатыми, но они не хотят сначала инвестировать время. Они действуют по "ценным подсказкам" или по схеме типа "как быстро стать богатым»"
Или хотят открыть свой бизнес и бросаются в него сломя голову, не имея базовых навыков в этой области. А потом мы удивляемся, почему 95% всего малого бизнеса терпит неудачу в течение первых пятидесяти лет».
И еще, «...практически каждый человек на Западе может стать миллионером, если будет просто следовать долгосрочному плану. Но опять-таки, большинство людей не хотят инвестировать время. Они хотят стать богатыми сегодня».
В приведенных высказываниях содержится очень важный смысл для предпринимателя: время имеет ценность и может быть инвестировано.
Мы сейчас только и слышим о том, что всем нужны инвестиции и у всех создается впечатление, что инвестиции — это только деньги. Однако люди широко используют в качестве инвестиций другой имеющийся у них ресурс — время. Инвестиции — это вложения в будущие результаты. Когда человек получает образование, он не тратит на это свое время, а инвестирует его. Потому что он надеется, что получив образование, он в будущем найдет себе хорошее место работы и будет получать хороший доход. Таким образом, он рассчитывает, что его инвестиции — вложенное в образование время — с лихвой окупится в будущем.
Инвестируя время в обучение, предприниматель овладевает базовыми навыками в бизнесе и становится подготовленным к нему. Следуя долгосрочному плану и инвестируя время в свой бизнес, предприниматель может стать состоятельным, после того как бизнес станет успешным и начнет приносить ему доход. Суть инвестиций заключается в том, что производятся они один раз, а доход от них образуется многократно.
Людей учат разным специальностям, и они становятся специалистами. Людей учат управлять и они становятся менеджерами. Предпринимательству не учат. Предприниматель создает себя сам.
Предприниматель должен увидеть потребность, увидеть в потребности бизнес, суметь организовать бизнес и научиться им управлять. Предприниматель в чем-то всегда самоучка.
Я не вкладываю в это слово никакого унизительного или пренебрежительного смысла. Оно констатирует факт. Тот факт, что миллионы людей разного возраста, семейного положения и профессий идут в предпринимательство, видя в нем единственный для себя способ выживания или самоутверждения, или обеспечения финансового благополучия — или по иным причинам. Многим из них некогда было учиться, негде было учиться или не на что было учиться. Ими двигала надежда, вера в успех и в собственные силы. Очень многие из них потерпели неудачу, многие выжили, а некоторые стали сильными бизнесменами. Честь им и хвала. На смену им придут другие.
Успех настоящих и будущих победителей заключен в знаниях, которые они смогут приобрести с помощью самообразования и из опыта, который они приобретут, работая в бизнесе.
Человека нельзя ничему научить, всему он может научиться только сам, если захочет. Самообразование или самообучение в ходе работы — может быть, один из самых эффективных способов обучения.
Время — самый ценный ресурс на стадии подготовки человека к предпринимательству и подготовки будущего бизнеса. Этим ресурсом располагает каждый, кто хочет стать предпринимателем, и только от него самого зависит, насколько эффективно он сможет этот ресурс использовать.
Так что путь в предпринимательство, в малый бизнес не закрыт ни для кого. Успех приходит к тем, кто начинает готовить себя к предпринимательству заблаговременно, а не после открытия бизнеса.
Давайте вернемся к нашей неутешительной статистике и вспомним, почему же так много предприятий погибает в первое время. Мы видим, что в 44% случаев это — некомпетентность и неспособность предпринимателя, а в 48% случаев это — недостаток опыта и знаний в руководстве бизнесом.
Какой напрашивается вывод? Очевидный: к будущему бизнесу нужно себя готовить. Выигрывает тот, кто лучше подготовлен.
На рис. 7.1 мы с вами поместили участок, который отметили как очень важную часть успешного бизнеса — период подготовки. Этот период может включать учебу в колледже или университете, работу на фирме, посещение семинаров и курсов, подготовку бизнес-плана, т. е. все то, что окажется полезным будущему предпринимателю в овладении базовыми навыками ведения бизнеса. В число этих базовых навыков обязательно входят изучение экономики бизнеса и управления финансами.
Потеря бизнеса — очень драматичный, но и очень эффективный путь самообучения. Едва ли можно рекомендовать такой путь, но для некоторых предпринимателей он оказывается неизбежным. Более того, считается, что большого успеха нельзя добиться, не потеряв один, два, а то и три бизнеса. Нам не удается учиться на ошибках других, поэтому лучше всего мы учимся на собственных ошибках, и каждый должен пройти этот путь с пользой. Ошибки — исключительно эффективный способ обучения, если, конечно, человек учится на них, а не повторяет их снова.
Книги — еще один способ обучения, которым молодые предприниматели почему-то пренебрегают. Конечно, книги сильно отличаются друг от друга. Некоторые имеют такие объемы, что их не только прочитать, но и поднять-то невозможно. Но, в конце концов, у каждой книги есть оглавление.
«Учиться, учиться и учиться» — не только нестареющий лозунг, это — очень эффективный способ вложения времени. Учиться никому и никогда не поздно. Учиться везде, где только можно. И успех обязательно придет.
Для того чтобы использовать время самым эффективным способом, необходим план. И такой план каждый должен для себя составить. Этот план должен учитывать то, чем предприниматель уже овладел.
Если он поработал уже в какой-нибудь фирме в отделе маркетинга (желательно в хорошей фирме, где можно чему-то научиться), то это — его актив. Если ему не приходилось заниматься торговлей, то обучение в этой части должно попасть в план, потому что это очень важный навык для предпринимателя. Если предприниматель работал на фирме с развитой структурой, то и это — очень важный актив, так как человек уже освоил некоторые навыки управления. Если же он не успел поработать в такой фирме, то такую работу тоже неплохо было бы включить в план.
Приведем перечень наиболее важных проблем, с которыми предпринимателю предстоит столкнуться в своей деятельности:
- составление бизнес-планов;
- юридические формы организаций;
- местоположение предприятия;
- финансирование деятельности предприятия, оценка потребности в денежных средствах, источники средств;
- организационная схема предприятия;
- потребность в специалистах;
- бухгалтерский учет;
- прибыль;
- анализ финансовой отчетности и критерии прибыльности;
- маркетинг, изучение рынка, каналы сбыта, ценовая политика, реклама;
- компьютеризация предприятия;
- работа с персоналом;
- закупки и товарно-материальные запасы;
- налогообложение;
- управление риском и страхование.
К этим вопросам могут быть добавлены и другие, в том числе и те, что будут рассмотрены в этой книге.
На основании составленного предпринимателем перечня тем и разрабатывается план его подготовки, о котором мы говорили в главе 11.
Речь не идет о том, что предприниматель должен стать неким универсалом, специалистом по всем вышеперечисленным вопросам. В этом нет никакой необходимости. Там, где специалисты необходимы, например, для выполнения бухгалтерского учета, они появятся. Но сам предприниматель должен приобрести базовые знания в главных вопросах. Мы увидим далее, что непонимание бухгалтерского учета и управления финансами, — это самый прямой путь в БОЗ, какой бы блестящей ни была идея бизнеса.
Малому бизнесу не под силу привлекать много высококвалифицированных специалистов, это — удел крупного бизнеса. Поэтому предпринимателю необходимы Наставник и Консультанты, которые помогут выделить суть вопросов и дать квалифицированные советы. Однако решение он должен принять сам, а для этого необходимо разбираться в вопросах, по которым принимаются решения.
Ответы на большинство перечисленных здесь вопросов нельзя купить за деньги. Безусловно, некоторое количество денег потратить придется. Бухгалтер стоит денег, консультанты, семинары и книги — тоже.
Но чтобы стать успешным предпринимателем, в изучение этих вопросов нужно вложить свое время или, как мы говорим, инвестировать время — более важный ресурс, чем деньги.